На вторую страницу
Система РГБ "Джули" также состоит из пассивных буев, но система в целом активная, так как в ней задействованы источники звука взрывного действия. Если в зону звукового эффекта взрыва попадет подводная лодка, то отразившийся от нее сигнал поступит к выставленным пассивным буям. Далее сигналы передаются по радиоканалам на самолет, где обрабатываются и отображаются на планшете оператора. Система "Джули" обеспечивает обнаружение малошумных ПЛ на дальностях до 8 км. В системе ДИФАР используются пассивные радиогидроакустические буи направленного действия AN/SSQ-53. У акустических антенн большая глубина погружения (до 300 м). Время работы буя до 8 ч. Дальность обнаружения подводной лодки до 25 км. Система ДИФАР предназначена для обнаружения ПЛ в условиях акустических помех: в районах интенсивного судоходства и в условиях сильного волнения моря. РГБ AN/SSQ-62 системы ДИКАСС являются активными направленного действия и управляются по радиокомандам с самолета. Это позволяет обнаруживать подводные лодки и определять их местоположение при меньшем количестве буев. В системе РГБ КАСС используются активные буи AN/SSQ-50 ненаправленного действия, включаемые по команде оператора с борта самолета. Время работы активных буев (на излучение) от 30 до 60 мин. Магнитные обнаружители AN/ASQ-81 являются одним из основных неакустических средств обнаружения подводных лодок. Они работают по принципу регистрации магнитной аномалии, создаваемой ферромагнитной массой ПЛ. Дальность обнаружения подводных лодок магнитным обнаружителем, зависящая от их водоизмещения и магнитных характеристик, глубины погружения и высоты полета самолета, в среднем составляет 700-1000 м. Основное тактическое преимущество магнитометров заключается в возможности использования их в условиях гидроакустического противодействия. Инфракрасная станция AN/AAS-36 может обнаружить подводную лодку в подводном и надводном положении по тепловому излучению ее корпуса и кильватерному следу. При полете самолета на высотах от 100 до 1000 м дальность обнаружения подводной лодки по кильватерному следу до 20 км. Однако эти показатели существенно зависят от гидрометеорологических условий, скорости и глубины погружения ПЛ. Радиолокационная станция AN/APS-115B позволяет обнаруживать подводные лодки под перископом или антенной, работающей на прием, на расстоянии до 15 км. Станция радиотехнической разведки AN/ALQ-78 позволяет обнаружить подводную лодку, ведущей радиопередачу, на дальности до 600 км. Точность пеленгования излучений составляет 1-5°. Характеристики самолета базовой патрульной авиации Р-3С "Орион": В рамках программы "Орион-2000" осуществляется модернизация самолета Р-3С. После завершения которой, улучшенные летные и эксплуатационные характеристики самолета позволят увеличить его боевой радиус действия с 2500 км до 3300 км и время патрулирования в заданном районе до 5 ч (на удалении 2500 км). Масса полезной нагрузки в отсеке возрастет до 4500 кг, крейсерская скорость до 750 км/час, а практический потолок до 12,2 км. Базовый патрульный самолет Р-3С "Орион" может вести противолодочную борьбу не только от обороны, а в зависимости от объема информации о местонахождении подлодки противника, активный поиск ПЛ: в назначенном районе, в исходной точке, "перехватывающий" поиск и слежение за подводными лодками. Поиск в назначенном районе применяется в том случае, когда место подводной лодки неизвестно, но есть основания предполагать, что она находиться в пределах данного района. Для одного самолета обычно назначается район размером 90 х 60 миль. При поиске магнитным обнаружителем самолет БПА совершает полет на высотах 150-1000 м способом галсирования. При установлении наличия подводной цели в данном районе для ее классификации и определения элементов движения, как правило, используя РГБ. Прежде чем выставить одиночный буй или серию, самолет сбрасывает в предполагаемой точке нахождения ПЛ батитермический буй, который передает на носитель данные об изменении температуры воды с изменением глубины, определяет ее соленость. Оператор на борту самолета на их основе выбирает оптимальную глубину погружения гидрофонов поисковых буев, принимает решение, какой тип буев использовать. Буи сбрасывают одиночно или сериями (до десяти единиц) с высоты 50-1000 м при скорости самолета 300-600 км/ч. Наиболее распространены такие способы постановки РГБ, как кольцевые или линейные барьеры. Линейные барьеры могут выставляться в один или несколько рядов. При этом буи (в количестве до 8-16) сбрасываются на расстоянии 10-30 миль друг от друга. После выставления буев самолет удаляется до 60 миль от барьера и барражирует в этом районе в течении 1-2 ч, прослушивая работу РГБ. Если контакт не подтвердился, самолет продолжает поиск по назначенному маршруту. Обычно при обнаружении подводной цели над ней сбрасываются пассивные РГБ ненаправленного действия, так как метод шумопеленгования считается наилучшим для обеспечения скрытности и внезапности атаки подводной лодки. Данные, поступающие от буев, вводятся в бортовую ЭВМ, которая выдает информацию о наиболее вероятном направлении движения ПЛ и скорости ее хода, отображает на индикаторе тактическую обстановку. Для более точного определения местоположения подводной лодки и параметров ее движения используются системы активных направленных буев, либо система "Джули". После обнаружения ПЛ самолет стремиться к установлению магнитометрического контакта с ней для дальнейшего слежения или уничтожения. Поиск в исходной точке производится по данным первичного обнаружения подводной лодки стационарными SOSUS или мобильными гидроакустическими системами SURTASS. В данном случае самолету БПА назначается исходная точка или ориентировочные районы поиска, в пределах которых может находиться подводная лодка. Размеры района будут зависеть от времени с момента обнаружения ПЛ до прибытия в него самолета и скорости обнаруженной подводной лодки. Способ считается эффективным, если район поиска находится в пределах круга радиусом до 50 миль. С прибытием в район самолет делает гидрологические замеры водной среды и выставляет буи. Наиболее распространенный способ - постановка кольцевых барьеров из четырех - восьми буев. Буи выставляются следующим образом: один в районе исходной точки, а остальные по окружности на расстоянии 20-30 миль. Самолет барражирует в районе исходной точки в течение 2-4 ч на высоте 1000-4000 м. "Перехватывающий" поиск применяется для обнаружения подводной лодки, когда курс ее находиться в узком секторе для сближения с соединением кораблей, либо ПЛ находиться на переходе по маршруту, а время устаревания данных незначительно. В этом случае самолет выставляет перехватывающий барьер из пассивных РГБ. Одновременно могут использоваться магнитометр, ИК станция и аппаратура РТР. В этом случае самолет выставляет барьер длиной 20-40 миль впереди предполагаемого курса ПЛ на расстоянии 15-20 миль от исходной точки в секторе 60-80°. Контроль за буями осуществляется при полете самолета в стороне от барьера на расстоянии 20-30 миль. При "срабатывании" буя производиться поиск с применением магнитометра, причем полет проходит на высотах 100-150 м перпендикулярно предполагаемому курсу ПЛ с двумя разворотами на 180° или с галсированием при смещении в сторону движения подводной лодки. Слежение за подводными лодками осуществляется постоянно, включая мирное время, с целью определения районов их деятельности, маршрутов развертывания, элементов тактического маневрирования, а также уточнения характеристик их физических полей. При слежении бортовые средства обнаружения используются комплексно, а высота полета самолета выбирается с учетом наибольшей эффективности одновременного применения каждого из них. Однако, как показывает опыт, основным средством слежения самолетов базовой патрульной авиацией является РГБ различных систем, которые выставляются в виде барьеров. Каждый барьер характеризуется своей схемой постановки, количеством буев, исходной точкой постановки, расстоянием между ними, продолжительностью их жизнедеятельности и прогнозируемой вероятностью обнаружения. Наиболее часто самолеты осуществляют последовательную постановку мини-барьеров из двух - четырех РГБ в одну линию параллельно курсу следования ПЛ. Такое слежение довольно эффективно, если отслеживаемая цель имеет постоянные курс и скорость. Если же подводная лодка периодически меняет один из параметров движения (курс или скорость), выставляется барьер в две линии по шесть - десять буев. Зачастую одна из линий располагается вдоль курса, а вторая - перпендикулярно или под углом 80-100о в сторону ожидаемого уклонения ПЛ. В случае отсутствия контакта с целью выставляется полукольцевой барьер в зависимости от предполагаемой величины изменения ее курса. При слежении точность определения места ПЛ с помощью РГБ системы "Джезебел" не превышает 200 м, скорости - 1 уз, глубины хода - 10 м. 2.3.3.3. Зона среднего и ближнего противолодочного охранения В пределах 100 миль (185 км) от авианосца по курсу авианосной группы поиск подводного противника осуществляют палубные противолодочные самолеты S-3A "Викинг". При организации патрулирования этими самолетами большое значение имеет четкое планирование полетов по времени и маршрутам. Эти маршруты назначаются таким образом, чтобы палубные противолодочные самолеты имели возможность несколько раз приближаться к корабельному охранению группы, т.е. совершали челночные полеты от центра АУГ в сторону вероятного появления подлодки (вперед по курсу движения АУГ и в бок), а интервал между очередным приближением к силам ближнего охранения не превышал 2 ч, а еще лучше 1 ч. Маршрут полета каждого самолета проходит в своем секторе и не должен содержать большого количества галсов. Продолжительность работы одной смены палубных противолодочных самолетов "Викинг" составляет 5-6 ч. Тактическое применение палубного противолодочного самолета аналогично базовому патрульному самолету Р-3С "Орион" с учетом меньших возможностей по сравнению с последним. Характеристики противолодочного самолета S-3A "Викинг": Вооружение: глубинные бомбы, торпеды, мины, до 2 ПКР "Гарпун". Поисковое оборудование: магнитный обнаружитель AN/ASQ-81, до 60 РГБ (систем "Джезебел", "Джули", ДИФАР, КАСС, ДИКАСС), РЛС AN/APS-116, ИК станция переднего обзора OR-89/AA, аппаратура РТР AN/ALP-76. Вместо оружия для увеличения дальности полета под крылом самолета могут устанавливаться два топливных бака по 1140 л. В настоящее время, как отмечается в зарубежной прессе, для ПЛО авианосных групп предусматривается широко применять атомные подводные лодки, которые обладают высокой скоростью хода и скрытностью действий, оснащены современными ГАС и могут осуществлять довольно устойчивую связь с надводными кораблями. Следуя в подводном положении на определенном расстоянии от кораблей охранения и поддерживая с одним из них звукоподводную связь, они способны эффективно вести поиск и уничтожать подводного противника. Определение оптимальных условий работы гидроакустических средств, связанных с особенностями распространения звука в морской воде, производится различными измерителями скорости звука, зонографами, лучеграфами и термобатиграфами. Атомные подводные лодки, как считают американские военные специалисты, выдвинутые на позиции в 40-90 милях (75-165 км) по курсу от центра походного ордера, могут обнаруживать подводные лодки противника, идущие со скоростью 33 уз, на расстоянии до 55 миль. Для поражения подводного противника используются ракеты-торпеды САБРОК и самонаводящиеся торпеды. Основная задача сил ближнего охранения - не допустить использования подводной лодкой торпед. Она решается в первую очередь надводными кораблями и палубными вертолетами. При этом корабли используют ГАС в активном режиме. Чтобы создать сплошное кольцо гидроакустического наблюдения, они располагаются друг от друга на расстоянии, равном 1,75 дальности действия ГАС. На переходе морем, когда скорость хода кораблей достаточна высока (свыше 20 уз), усиливается охранение в носовых секторах походного ордера, так как данное направление считается наиболее вероятным для атак подводных лодок. Дальность обнаружения их кораблями ближнего охранения и палубными вертолетами может достигать 40 миль от центра ордера. Характерный тактический прием поиска ПЛ противолодочными вертолетами. С целью сохранения постоянного расстояния до АУГ вертолеты осуществляют поиск ПЛ впереди по курсу, двигаясь синхронно по зигзагу (по ломанной линии). Зависания они выполняют в течение 1-2 мин., затем перелетают в новую точку, находящуюся на расстоянии 2,5-3 мили. Ширина полосы поиска одним вертолетом, использующего опускаемую ГАС, магнитный обнаружитель и радиогидроакустические буи, составляет 5-10 миль. Продолжительность поиска одной сменой вертолетов 1,5 - 2,5 ч. 3. Российская система оружия против авианосцев Основу системы составляют 12 атомных подводных лодок проекта 949А типа "Антей", вооруженных 24 ПКР "Гранит". Скорость подводного хода этих подлодок более 30 узлов. Энергетическая установка состоит из двух реакторов водо-водяного типа, двух паровых турбин общей мощностью 100000 л.с., работающих на два гребных винта через редукторы, снижающих для понижения шумности частоту их вращения. Винты семилопастные, малошумные. Главные механизмы - блочного исполнения с двухкаскадной амортизацией. Лодка оснащена гидроакустическим комплексом "Скат". Пусковые ракетные шахты расположены наклонно, под углом 47°. Старт ракет подводный. Каждый подводный крейсер стоит в 10 раз дешевле, чем авианосец ВМФ США. Весь мир узнал об этих ПЛ после трагической гибели подводной лодки К-141 "Курск" 12 августа 2000 г. Характеристики атомной подводной лодки проекта 949А типа "Антей": Вооружение: комплекс П-700 "Гранит" с 24 ракетами 3М-45, четыре 533-мм, два 650-мм торпедных аппарата, 28 обычных торпед и ракето-торпед "Водопад", "Ветер". Ракета П-700 "Гранит" (3М45) - разработка ЦНИИ "Гранит". Характеристики даны по данным интернета https://missilery.info/missile/granit https://ru.wikipedia.org/wiki/П-700_«Гранит» Автономная селективная бортовая система управления П-700 "Гранит" построена на основе мощной трехпроцессорной вычислительной машины с использованием нескольких информационных каналов, что позволяло успешно разбираться в сложной помеховой обстановке и выделять истинные цели на фоне любых помех. Ракеты сами распределяют и квалифицируют по важности цели, выбирают тактику атаки и план ее проведения. Для исключения ошибки при выборе маневра и поражения именно заданной цели в бортовую вычислительную машину ПКР заложены электронные данные по современным классам кораблей. К тому же ЭВМ есть и чисто тактические сведения, к примеру, по типу ордеров кораблей, что позволяет ракете определить, кто перед ней - конвой, авианесущая или десантная группа, и атаковать главные цели в ее составе. Первичные данные о цели заносятся в бортовые ракеты по данным спутников. Теоретические построения такой космической системы, параметры орбит космических аппаратов, взаимное положение спутников на орбитах разработаны непосредственно с участием М.В. Келдыша. Система, созданная в ЦКБМ, состояла из нескольких спутников радиолокационной и радиотехнической разведки, с которых данные об обнаруженных целях могли непосредственно быть переданы на подводные лодки или на наземные пункты, а затем по радиосвязи, работающей на чрезвычайно низких частотах (40-80 Гц) на подводные лодки находящихся на глубине несколько сот метров, так как электромагнитные волны этих частот могут проникать глубоко под воду без затухания. Также в бортовой вычислительной машине есть данные по противодействию средствам радиоэлектронной борьбы противника, способным постановкой помех уводить ракеты от цели, тактические приемы уклонения от огня средств противовоздушной обороны. После пуска ракеты сами решают, какая из них будет атаковать какую цель и какие маневры для этого нужно осуществить в соответствии с заложенными в программу поведения математическими алгоритмами. Ракета имеет и средства противодействия атакующим ее противоракетам. Уничтожив главную цель в корабельной группе, оставшиеся ракеты атакуют другие корабли ордера, исключив возможность поражения двумя ракетами одной и той же цели. Возможность маневрирования ракет позволила реализовать рациональный боевой порядок их в залпе с наиболее эффективной формой траектории. Это обеспечило успешное преодоление огневого противодействия сильной корабельной группировки. По опыту боевой и оперативной подготовки ВМФ, сбить такую ракету практически невозможно. Даже если поразить "Гранит" противоракетой, ракета из-за своей огромной массы и скорости может сохранить начальную скорость полета и в результате долететь до цели. По мнению российских специалистов для вывода из строя авианосца необходимо попадание в него 8-10 ПКР. Для того, чтобы это сделать, попутно уничтожив половину кораблей охранения, необходимо применение в одном ударе 70-100 ПКР. В других странах эффективного оружия против американских авианосцев нет. Но и подводные лодки, вооруженных ракетами "Гранит", нельзя назвать безнаказанными "охотниками". Для них серьезную опасность представляют гидроакустические системы обнаружения подводных лодок: стационарные SOSUS, мобильные системы SURTASS и системы быстрого, скрытного развертывания FDS, ADS в сочетании с самолетами базовой патрульной авиации Р-3С "Орион" и многоцелевыми атомными подводными лодками. ПЛ типа "Антей" очень уязвимы в момент старта ракет, так как пеленгуются на большой дальности, как гидроакустическими средствами, так и всеми типами РЛС. Кроме подводных лодок, ракетами "Гранит" вооружены: тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" - 12 ПКР, четыре тяжелых атомных ракетных крейсера проекта 1144 (типа "Петр Великий") - 20 ПКР. Но подойти незаметно и без противодействия на дистанцию ракетного удара надводным кораблям к АУГ не возможно. Более того, скорее всего они будут уничтожены палубной и, вероятно, базовой авиацией (ВВС) противника, так как возможности ПВО кораблей, в частности ЗРК "Форт-М" и "Оса-М", ограничены: * - по данным интернета https://missilery.info/missile/fort-m https://missilery.info/missile/osa-m https://ru.wikipedia.org/wiki/С-300Ф https://ru.wikipedia.org/wiki/Оса-М В России есть и другие ПКР и соответственно их носители. Проведем анализ эффективности их использования против АУГ. ПКР П-270 "Москит" (3М-80Е) - единственная в мире ракета, скорость полета которой на малых высотах превышает два маха. Ракета 3М-80 построена по нормальной аэродинамической схеме с Х-образным размещением аэродинамических поверхностей. Двигательная установка комбинированная, состоит из маршевого прямоточного воздушно-реактивного твердотопливного двигателя ПВРД 3Д83 и стартового порохового двигателя. Причем стартовый двигатель вставляется сопло маршевого двигателя. Через 3-4 с после старта пороховой двигатель сгорает и выталкивается из сопла набегающим потоком воздуха. Комбинированная система управления в составе инерциального навигационной системы и активно-пассивной радиолокационной головки самонаведения обеспечивает высокую вероятность попадания в цель даже в условиях радиопротиводействия противника. Для целей типа корабельной ударной группы - вероятность поражения 0,99; для конвоев и десантных соединений - 0,94. После старта ракета делает "горку", а затем снижается до маршевой высоты полета около 20 м, при подходе к цели происходит снижение до 7 метров (над гребнем волн, в облаке водяной пыли). Ракета может совершать интенсивные противозенитные маневры с перегрузками, превышающими 10 g. От "Москита" невозможно уклониться. Противник заметит ракету всего за 3-4 секунды до встречи с бортом собственного корабля. За счет огромной кинетической энергии "Москит" пробивает корпус любого корабля и взрывается внутри. Попадание даже одиночной ракеты способно потопить не только корабль среднего класса, но даже крейсер. А 15-17 "Москитов" - целую корабельную группу. Авиационный вариант 3М-80 - Х-41 в качестве ракеты "воздух-корабль" предназначен для применения с палубного истребителя Су-33 (Су27К) и, возможно, бомбардировщика Су-32ФН. На палубном самолете Су-33 под фюзеляжем между мотогондолами может быть размещена только одна ракета Х-41. Однако, вопрос с наведением ПКР при пуске с этих носителей пока не решен. Характеристики ПКР П-270 "Москит": * - по данным интернета http://www.testpilot.ru/russia/raduga/kh/41/moskit.htm https://missilery.info/missile/moskit ПКР П-270 "Москит" стоит на вооружении эсминцев типа "Современный" (проект 956) по две счетверенной установке КТ-190. Кроме того он стоит на вооружении больших противолодочных кораблей типа "Адмирал Чабаненко" (проект 11551), экраноплана "Лунь" и катеров проекта 12411, побортно в средней части по две спаренные ПУ типа КТ-152М. Но самые перспективные носители этих ракет - корабли на воздушной подушке скегового типа (проект 1239) "Самум" и "Бор" с двумя счетверенными пусковыми установками. Их водоизмещение порядка 1000 т, длина 64 м, ширина 18 м, осадка переменная: 3,3 м - максимальная, 1 м - в режиме "аэродинамической разгрузки". Двигатели общей мощностью 60000 л.с. (две газовые турбины, два дизеля) работают на шесть винтов: два стационарных, четыре опускаются и поднимаются на специальных колонках. Скорость "Самума" и "Бор" свыше 45 узлов, даже при движении на волнах высотой 2 м. Корабли имеют неплохое вооружение против ПКР: ЗРК "Оса-М", 30 мм шестиствольные артиллерийские комплексы АК-630М (скорострельность 4000 выстр./мин) и систему постановки пассивных помех для ГСН ПКР. Шансы поражения АУГ ПКР П-270 "Москит" с надводных кораблей еще ниже, чем у кораблей с ПКР П-700 "Гранит". Дальность меньше, БЧ легче, количество ПКР на одном корабле меньше, средства ПВО кораблей слабее. Следующая российская ПКР П-800 "Оникс" ("Яхонт") универсальная - может использоваться с подводных лодок, надводных кораблей и самолетов. "Яхонт" - название экспортного варианта ракеты. Ракета (3М55Э) выполнена по нормальной (самолетной) аэродинамических схеме с трапециевидным складным крылом и оперением. Аэродинамика планера в сочетании с высокой тяговооруженностью обеспечивает "Ониксу" высокую маневренность (максимальный угол атаки - до 15°), позволяющую ракете выполнять эффективные маневры уклонения от средств ПРО противника. Разработчик - НПО Машиностроения. ПКР П-800 "Оникс" - это уменьшенный, универсальный вариант П-700 "Гранита", но в качестве маршевого двигателя использован сверхзвуковой прямоточный воздушнореактивный двигатель (СПВРД) с интегрированным (как у "Гранита") стартовым твердотопливным ускорителем. В отличии от "Москита", у которого тоже прямоточный воздушно-реактивный двигатель, применено жидкое топливо. Воздухозаборник СПВРД - носовой осесимметричный с центральным конусом, как "Гранита". По сути вся ракета от лобового воздухозаборника до среза сопла представляет собой органично совмещенную с планером силовую установку. За исключением центрального конуса воздухозаборника, в котором размещены блоки системы управления, антенны радиолокационной станции самонаведения и боевая часть, все внутренние объемы ракеты, включая воздушный тракт прямоточного двигателя, использованы под топливо. В отличии от "Гранита", "Оникс" можно запускать в широком диапазоне наклона пусковой установки: от 0 до 90 градусов. Полетное задание формируется по данным от автономного источника целеуказания (обычно от спутников или самолетов ДРЛО и управления). РЛС головки самонаведения может захватывать цель класса "крейсер" на дальности до 75 км. После первоначального захвата цели ракета выключает свою РЛС и выполняет снижение на предельно малые высоты (порядка 5-10 м). В результате на среднем участке полет осуществляется под нижней границей зоны ПВО со скоростью 2 М. В дальнейшем, после выхода ПКР из-за радиогоризонта, РЛС включается повторно, захватывает и сопровождает цель. ПКР П-800 "Оникс" может организовывать "разумную стаю" ракет. Совершено аналогично как ПКР П-700 "Гранит". Авиационный вариант ("Яхонт-А" экспортного вариант) поставляется без стартового ускорителя, воздухозаборник и сопло закрыты сбрасываемыми после старта обтекателями. Крылья и рули при подвеске ракеты расположены по схеме "Х", но в полете ракета поворачивается до схемы "+". Характеристики ПКР П-800 "Оникс" ("Яхонт"): * - по данным интернета https://vpk.name/library/f/p-800-oniks.html https://ru.wikipedia.org/wiki/Оникс_(противокорабельная_ракета) https://missilery.info/missile/jakhont Одним из первых носителей ПКР П-800 "Оникс" стала многоцелевая атомная подводная лодка "Северодвинск" (проект 885, "Ясень"), относящаяся к четвертому поколению субмарин. ПКР расположены в 24 наклонных пусковых шахтах, похоже как у "Курска". Катера типа "Тарантул" (проект 1241) могут нести по 12 ПКР "Оникс". Истребитель Миг-29К может нести на подкрыльевых узлах подвески две ракеты авиационного варианта "Оникс" ("Яхонт-А"). Боекомплект истребителя Су-33 увеличен до трех ракет. Дальний патрульный самолет Ту-142 может нести восемь П-800. Проблемы у П-800 "Оникс" ("Яхонт") при атаке АУГ те же, что у П-700 "Гранит", но БЧ в три раза легче - надо больше ракет для поражения кораблей, дальность пуска меньше почти в два раза - больше шансов обнаружить подводную лодку. Эффективность атаки авианосцев противника самолетами, вооруженными ПКР "Яхонт-А", зависит от количества, состава и качества самолетов и их дополнительного вооружения (ракет "воздух-воздух" и т.д.). По составу атакующие самолеты должны напоминать авианосную авиацию - должны быть самолеты ДРЛО и управления, РЭБ, истребители и ударные, но они должны быть лучше и их должно быть больше. Количество ударных самолетов должно быть больше с учетом того, что ПКР "Яхонт-А" тяжелая, тяжелея ПКР "Гарпун" более, чем в четыре раза. А возможность атаки зависит от того, насколько авианосец приблизится к аэродромам базирования атакующих самолетов, или нужно иметь свои авианосцы. Проблем много. Можно вспомнить англо-аргентинскую войну за Фолклендские острова. Если сравнить американские ПКР "Гарпун" и только что рассмотренные российские, то видно, что российские хуже в 3,5-5 раз по коэффициенту боевой нагрузки: отношению веса БЧ и общего (стартового) веса ПКР. Российские ракеты, по сравнению с зарубежными, как это было замечено раньше, очень тяжелые. Почему? Предполагаю, что все дело в сверхзвуковой скорости российских ракет. Для этого рассмотрим российскую дозвуковую ПКР Х-59МК ОВОД-МК. У этой ракеты тяжелая БЧ (320 кг) и высокая вероятность попадания в цель: в крейсер или эсминец - 0,9-0,96, в катер 0,7-0,93. Среднее число попаданий для уничтожения крейсера - 1,8 и эсминца - 1,3. Ракета имеет активную радиолокационную головку самонаведения и турбореактивный двигатель. На истребителе Су-27 может быть подвешено 5 таких ракет. Характеристики ПКР Х-59МК ОВОД-МК*: * - по данным интернета http://www.airwar.ru/weapon/pkr/x59mk.html Коэффициент боевой нагрузки такой же как у ПКР "Гарпун". Авиационная ракета Х-58 (изделие 112 или Д7) выпускается в двух вариантах Х-58А - противокорабельная, Х-58У - противолокационная (Х-58Э в экспортном варианте). Двигательная установка - РДТТ. Круговое вероятное отклонение - 20 м. Вероятность поражения одной ракетой - 80%. У Х-58А система наведения инерциальная с активной РЛГСН, у Х-58У система наведения инерциальная с пассивной РЛГСН.
На четвертую страницу
Эта статья в формате Word https://bukren.my1.ru/Ware/aviano.doc
| |||||||||
| |||||||||
Просмотров: 14 | |
Всего комментариев: 0 | |