В начало статьи
F/A-18 "Хорнет" может нести до 4 УР "Гарпун". Истребитель F-14 "Томкэт" все еще стоит на вооружении: Ключевым звеном применения палубной авиации являются самолеты ДРЛО и управления Е-2С "Хокай": Самолеты ДРЛО и управления Е-2С "Хокай" обычно совершают полеты на удалении 150-300 км от авианосца на высотах до 10 км. По сообщениям зарубежной печати, дальность обнаружения Е-2С "Хокай" бомбардировщика противника на высоте 9000 м составляет 740 км, надводных кораблей - 360 км, бомбардировщиков на фоне земли или моря - около 460 км, истребителей - 410 км, крылатых ракет - 270 км. Бортовой вычислительный комплекс системы позволяет отображать и обрабатывать текущую информацию о 300 воздушных целях одновременно. При увеличении нормального запаса топлива с 5625 кг (во внутренних баках) до 8080 кг за счет подвесных баков, время патрулирования возрастает до 6 ч, а общее время полета - до 9,3 ч. Для перехвата воздушных целей на больших дальностях используется ракета AIM-54C «Феникс» с комбинированной системой наведения: на средней дистанции – полуактивная радиолокационная, на конечном – активная. Она имеет следующие характеристики: дальность пуска 150 км, скорость полета М=5, длина 3,96 м, диаметр 380 мм, вес ракеты 463 кг, вес БЧ <60 кг. Активная радиолокационная система наведения включается в работу на удалении от цели около 16 км. Американская перспективная разработка FMRAAM создается на базе ракеты AIM-120C. Заявленные тактико-технические характеристики FMRAAM. Дальность пуска 150 км, скорость М=4,5, длина 3,65 м, диаметр 180 мм, вес 165 кг, вес БЧ около 25 кг. Для поражения воздушных целей на средних дистанциях используются ракеты с полуактивными радиолокационными головками самонаведения - типа "Спарроу" AIM-7P: дальность пуска 45 км, скорость полета М=4, длина 3,66 м, диаметр 203 мм, вес ракеты 230 кг, вес БЧ 39 кг. Кроме того, есть ракеты с комбинированной системой наведения: на конечном участке активная радиолокационная, а на основном - инерциально-радиокомандная с использованием радара истребителя. В случае не маневрирующей цели на основном участке полета используется только инерциальная система. AMRAAM AIM-120: дальность пуска 50 км, скорость полета М=4, длина 3,66 м, диаметр 178 мм, размах крыльев 0,526 м, вес ракеты 150,7 кг, вес БЧ 22 кг. Головка самонаведения ракеты может захватывать цель с ЭПР 3-5 м2 на дальностях 5 - 8 км. Ракеты класса "воздух-воздух" малой дальности. Американская ракета AIM-9Х "Сайдвиндер": дальность пуска до 20 км, скорость полета М=2,5, длина 2,9 м, диаметр 0,127 м, размах крыла 0,355 м, вес ракеты 85 кг, вес БЧ 9,4 кг. На ракете используется всеракурсная (возможна стрельба с задней и передней полусфер) тепловизионная головка самонаведения (ГСН). Высота применения ограничена 20 км. Рассмотрим управляемые ракеты, которые используются ВМФ США для поражения надводных кораблей. Это прежде всего ПКР AGM-84 "Гарпун" и BGM-109B "Томахок" BlockIII: * - по данным интернета http://www.airwar.ru/weapon/pkr/agm84.html https://missilery.info/missile/bgm109b-e Система наведения на маршевом участке полета инерциальная (у "Томахок" BlockIII дополнительно спутниковая система NAVSTAR), а на конечном - активная радиолокационная. На вооружении палубной авиации состоит также ракета "Мейверик" AGM-65 различных модификаций. Ракета AGM-65 "Мейверик" имеет небольшую дальность полета, легкую БЧ и соответственно может применяться лишь против небольших кораблей со слабым ПВО. Ракета AGM-65Н "Мейверик" с активной радиолокационной головкой самонаведения имеет следующие характеристики: дальность пуска 25 км, скорость полета М=2, длина 2,6 м, диаметр 307 мм, вес ракеты 305 кг, вес БЧ 136 кг. Наряду с ПКР для поражения кораблей предполагается широко использовать противорадиолокационные ракеты (ПРР) "Стандарт-АРМ" AGM-78D и HARM AGM-88C: После вывода из строя корабельных РЛС, корабли можно уничтожить управляемыми и обычными авиабомбами. Система наведения ракет пассивная радиолокационная. В 1976 г. производство ракет "Стандарт-АРМ" AGM-78 было прекращено. Противорадиолокационными ракетами могут вооружаться даже самолеты РЭБ ЕА-6В "Проулер": О российских ПКР и ПРР будет сказано позднее. 2.3. Тактика использования авианосцев и АУГ Как было сказано ранее, авианосцы действуют в составе авиационной ударной группы (АУГ). В состав АУГ, кроме авианосца, обычно входят: один-два крейсера УРО, один-шесть эскадренных миноносцев УРО, один-два фрегата УРО, одно-два быстроходных судна снабжения, одна-три атомные многоцелевые подводные лодки. Корабли УРО размещаются обычно от авианосца на расстоянии до 75 км (40 миль), а корабли радиолокационного дозора - до 130 км (70 миль). Корабли УРО обеспечивают непосредственное охранение авианосца от подводных лодок, надводных кораблей и авиации противника. Для обеспечения противовоздушной обороны АУГ корабли УРО вооружены зенитными ракетами RIM-66C Standart SM-2 MR, RIM-67B Standart SM-2 ER: https://missilery.info/missile/standard-2 https://vpk.name/library/f/sm-2.html https://ru.wikipedia.org/wiki/SM-2 2.3.1. Тактика использования палубной авиации против надводных кораблей. По тактическим меркам ВМФ США, дальность ведения встречного боя авианосцев 700 - 1100 км, хотя на проведенных учениях, уничтожения предполагаемого противника - российского тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Советского Союза Н.Г. Кузнецов", была успешно продемонстрирована возможность нанесения удара палубной авиацией по российскому кораблю с дальности 1600-1700 км. Судя по опыту проходивших в последние годы учений американских ВМС, нанесения ударов по надводным кораблям обязательно предшествует воздушная разведка. Вернее доразведка, так как основные данные обычно предоставляются космической разведкой. Может проводиться самолетами ДРЛО и управления Е-2С "Хокай" (дальность обнаружения надводных кораблей - 360 км), F-14 "Томкэт" или истребителями-штурмовиками F/A-18, но лучше это смогут сделать специализированные самолеты радиотехнической разведки (РТР) ЕS-3А "Шэдоу": по данным интернета http://www.airwar.ru/enc/spy/es3.html В нанесении удара по крупному корабельному соединению может участвовать свыше 40 истребителей-штурмовиков, истребителей, самолетов ДРЛО и управления, самолетов РЭБ, сведенных в следующие тактические группы: ударные, демонстративных действий, подавления средств ПВО, радиоэлектронной борьбы, наведения и управления, доразведки, истребительного прикрытия. Ударные группы состоят из истребителей-штурмовиков (в варианте штурмовиков), на которые возложено нанесение ракетно-бомбового удара по кораблям противника. По мнению американских военных специалистов, для удара по группе четырехкорабельного состава необходимо выделить до 15 самолетов, а по группе, состоящей из восьми - девяти кораблей, 25-30 самолетов. При наличии у группы кораблей сильной ПВО, в ударные группы входит не более 50 процентов самолетов, участвующих в налете, так как остальные самолеты включаются в группы обеспечения. Группы демонстративных действий призваны вызвать огонь средств ПВО на себя (как правило, в ложном направлении), заставить противника применять активные радиотехнические средства и тем самым создать условия для деятельности групп подавления средств ПВО и РЭБ. В состав групп демонстративных действий входят истребители-штурмовики (в варианте штурмовиков), самолеты РЭБ и истребители. Одна группа состоит из двух - четырех самолетов. В случае необходимости истребители-штурмовики могут применять оружие. Группы подавления средств ПВО выполняют задачу уничтожения кораблей противовоздушной обороны соединения путем нанесения удара как по их радиоэлектронным средствам (противорадиолокационными ракетами "Стандарт-АРМ" AGM-78, HARM AGM-88), так и по самим кораблям (ракетами "Гарпун" AGM-84 и "Мейверик" AGM-65 различных модификаций). Группа включает четыре-пять самолетов. Группы РЭБ выявляют и подавляют работу радиоэлектронных средств ПВО соединения непосредственно перед выходом ударных групп на рубеж обнаружения корабельных РЛС, а также осуществляют постановку пассивных помех, под прикрытием которых ударные самолеты уходят от цели после нанесения удара. Группы РЭБ состоят, как правило, из специальных самолетов ЕА-6В "Проулер" (один - два самолета), а также истребителей-штурмовиков и истребителей, оборудованных контейнерами с бортовыми станциями помех. Группа наведения и управления включает самолеты ДРЛО Е-2С "Хокай" (обычно два - три самолета) и истребители прикрытия. "Хокай" наводят штурмовики на надводные, а истребители на воздушные цели, обеспечивает контроль воздушного пространства, осуществляет ретрансляцию команд между авианосцем и командирами тактических групп. Группы доразведки уточняют местонахождение целей, выявляют главные цели в орде кораблей и передают данные командирам ударных групп до выхода последних на рубеж начала боевого развертывания. Группа состоит из одного - двух самолетов. Группы истребительного прикрытия состоят из истребителей, которые прикрывают истребители-штурмовики (в варианте штурмовиков) на маршруте и в районе нанесения удара. Как правило, на три - четыре штурмовика ударной группы выделяется один – два истребителя. Кроме того, для обеспечения ударных групп создается группа расчистки воздушного пространства из двух – четырех истребителей. При нанесении ударов по конвоям и десантным отрядам выделяется меньшее количество обеспечивающих групп с сокращенным боевым составом. В зарубежной прессе приводиться следующий порядок организации удара по корабельному соединению. Палубная авиация поднимается с авианосца по данным космической и воздушной разведки. После взлета самолеты строятся в боевой порядок ("клин", "колонна", "пеленг") и, как правило, на средних и больших высотах одним или несколькими маршрутами направляются к цели (группа наведения и управления следует в район боевых действий отдельным маршрутом). Разделение боевого порядка на тактические группы, а также изменение высоты полета выполняются до выхода самолетов на рубеж обнаружения корабельными РЛС. Первыми его пересекают самолеты, предназначенные для разведки цели, а затем поочередно группы демонстративных действий, подавления средств ПВО, радиоэлектронной борьбы и, наконец, ударные. Самолет ДРЛО и управления Е-2С "Хокай" при выдаче целеуказания самолетам ударных групп и наведения истребителей сопровождения на самолеты противника находиться на удалении 200 - 250 км от объекта удара. Как отмечается в иностранной печати, с рубежа обнаружения самолетов корабельными РЛС истребители-штурмовики ударных групп следует к цели на малых и предельно малых высотах (не более 60 м) на максимальных скоростях и выходят на нее с разных направлений по две - четыре машины. Удары по кораблям они наносят прежде всего ракетами "Гарпун" AGM-84 и "Мейверик" AGM-65, а затем, после подавления ПВО, управляемыми и обычными бомбами. Демонстративные группы несколько раньше ударных выходят на ордер кораблей на средних высотах с различных направлений. Группы подавления средств ПВО наносят удары по кораблям охранения. В это время ударные группы под прикрытием помех выходят в район цели с нескольких направлений. Распределение конкретных целей между самолетами ударной группы производится с воздушного КП (самолет "Хокай") или ее командиром. Командование ВМС США уделяет самое пристальное внимание отработке действий экипажей палубной штурмовой авиации против надводных кораблей. Она проводится как на специально оборудованных полигонах (наземных и морских), как и в открытом море. В качестве целей на морских полигонах используются старые эскадренные миноносцы и торпедные катера второй мировой войны, различные баржи, оснащенные уголковыми отражателями, управляемые по радио мишени. На наземных полигонах имеются самоходные мишени, которые могут развивать скорость до 80 км/час и имитировать движение малоразмерных морских целей. 2.3.2. Тактика АУГ при решении задач ПВО. Использование палубной авиации в противовоздушной обороне АУГ (в назначенных зонах ее обеспечивают все корабли охранения) организуется, как правило, по одному из следующих вариантов в зависимости от степени вероятной угрозы нападения самолетов и (или) противокорабельных ракет противника. В условиях скрытого перехода АУГ в район боевого предназначения, при смене района или маневрировании в нем до обнаружения противником местоположения авианосца, при ограниченном использования радиоэлектронных средств (РЭС), основным авиационным формированием ПВО является боевой воздушный патруль (БВП), включающий пару истребителей и самолет самолет РЭБ ЕА-6В "Проулер", барражирующие на удалении не более 100 км от авианосца на угрожаемом направлении. Самолет ДРЛО Е-2С "Хокай" - в пределах 200 км. Бортовое оборудование самолетов используется в пассивном режиме. С получением оповещения об обнаружении воздушного противника, на дальних подступах, командный пункт ПВО поднимает в воздух вторую пару истребителей, которая присоединяется к первой, и после объедения они занимают новую позицию в 300-350 км от авианосца. Доводятся также исходные данные для последующих действий: вид и направление воздушной угрозы, удаление рубежа перехвата, продолжительность нахождения на позиции барражирования и ожидаемое время посадки. С выходом на рубеж наведения на высоте 9000-10000 м группа, сохраняя строй клина, барражирует галсами длиной 70-90 км перпендикулярно направлению воздушной угрозы. Самолет РЭБ с обнаружением излучений радиоэлектронных средств противника информирует об этом истребители ложиться на курс сближения с источником излучения. Одновременно производит доклад об обнаруженных излучениях по форме "частота-пеленг" на самолет ДРЛО и управления Е-2С "Хокай", который ретранслирует сообщения на командный пункт ПВО АУГ. Далее самолет РЭБ по скорости изменения пеленга и интенсивности излучений РЭС определяет дальность до цели, передавая эту информацию на истребители. Затем он ложиться на курс, равный пеленгу на цель, что является сигналом к началу активных действий истребителей. Истребители ложатся на курс пеленга цели, включают бортовые РЛС. Палубные истребители должны сначала вести воздушный бой за пределами визуальной видимости цели, применяя последовательно УР класса "воздух-воздух" большой и средней дальности стрельбы, затем переходить к ближнему воздушному бою с использованием УР ближнего действия, а при необходимости и бортовые пушки. После пуска своих ракет, истребитель обычно совершает резкий маневр для уклонения от УР противника, которые наверняка будут по нему выпущены. В ближнем воздушном бою с использованием всеракурсных ракет предпочтительно их пуски выполнять со стороны передней полусферы самолета противника. Самолет РЭБ входе боя контролирует местоположение истребителей и поддерживает постоянный пассивный контакт с целями. Одновременно он осуществляет поиск работающих РЭС противника для обеспечения последующих атак или выявления возможных контратак истребителей противника. При втором варианте отражении воздушного нападения на АУГ предусматривается эшелонированная оборона в назначенных секторах. Вначале пара истребителей барражирует в пределах 100 км, а самолет ДРЛО и управления до 200 км от авианосца. По приказанию командного пункта ПВО АУГ самолет Е-2С "Хокай" и истребители направляются в район барражирования, расположенный в 500-600 км на пересечении оси воздушной угрозы и рубежа наведения. Одновременно с авианосца взлетает вторая пара истребителей и самолет ДРЛО и управления, которые следуют в свой район барражирования, находящийся в секторе воздушной угрозы в 300-350 км от центра ордера. Они образуют второй воздушный барьер ПВО и являются связующим звеном между передовым БВП и командным пунктом ПВО АУГ. Действия передового БВП в составе самолета Е-2С и пары истребителей в основном аналогичны действиям БВП с самолетом РЭБ. Однако на этапе наведения истребителей на противника самолету ДРЛО и управления разрешается включать РЛС на излучение для кругового поиска, но не более чем на три оборота антенны и с перестройкой частоты на каждом обороте. Такое разрешение дается в том случае, если в течение более 2 мин. самолет Е-2С не может выполнять наведение по данным средств радиотехнической разведки. Режим активного поиска дает возможность также обнаруживать и выявлять местонахождение других воздушных целей противника и управлять истребителями при перехвате воздушных целей. В случае обнаружения большого количества самолетов, ограничения на использование бортовых РЭС передового БВП снимаются, для уничтожения авиации противника применяются другие БВП и истребители из положения "дежурство на палубе". Управление действиями истребителей, их наведение на цели осуществляют самолеты ДРЛО и управления Е-2С "Хокай". Каждый из них может осуществлять руководство действиями двух эскадрилий истребителей. Все силы и средства ПВО начинают работать в режиме активного поиска целей. Количество самолетов и продолжительность их нахождения в воздухе определяются степенью воздушной угрозы. В полную боевую готовность приводятся средства ПВО ближнего действия авианосца (ЗРК "Си Спарроу и ЗАК "Вулкан-Фалакс"). Справка. Выше был рассмотрен боевой воздушный патруль (БВП), включающий самолет ДРЛО и управления Е-2С "Хокай" и два-четыре истребителя F-14 "Томкэт", каждый из которых может быть вооружен шестью ракетами большой дальности (150 км) AIM-54C "Феникс". Идея использования вместо одного истребителя, комплекса специализированных самолетов: истребителей носителей ракет большой дальности и самолета - летающего локатора, хорошо зарекомендовало себя на практике. Интересное развитие этой идеи изложено в статье "Авиационный истребительный комплекс", размещенной на этом же сайте https://bukren.my1.ru/Ware/istrib_1.doc. 2.3.3. Тактика АУГ при решении задач противолодочной обороны. Судя по материалам зарубежной печати, противолодочная оборона (ПЛО) является зонально-объектовой, то есть сочетает оборону как района, так и АУГ. При этом под обороной района понимают не только ПЛО района боевого маневрирования или маршрута перехода авианосной группы, но и блокаду соответствующих проливов и узостей с целью недопущения выхода подводных лодок противника в открытый океан. 2.3.3.1. Глобальная система подводного наблюдения IUSS Существенная роль в противолодочной обороне отводится глобальной системе подводного наблюдения IUSS (Integrated Undersea Surveillace System). Ее основу составляют пассивные гидроакустические системы и средства, среди которых особое место занимает система подводной разведки и наблюдения SOSUS (Sound Surveillace Undersea System). Вначале была создана цепь береговых гидроакустических станций (БГАС) вдоль всего Атлантического побережья США, затем - Тихоокеанского и потом, на основе военных баз, была создана "паутина" БГАС, контролирующая почти все акватории планеты. Так в Северном полушарии контролируется не менее 3/4 всех акваторий. Всего, по данным материалам иностранной печати, было развернуто не менее 22 БГАС. Каждая такая станция имеет три основных компонента: приемные гидроакустические антенны, кабельные трассы и береговые посты обработки данных. Конструктивно антенны представляют собой кабельные линии со встроенными гидрофонами, которые укладываются непосредственно на грунт, а на мелководных участках могут быть закрыты в траншеи для защиты от воздействия технических средств или морских животных. На береговых постах БГАС принятые сигналы подвергаются обработке и анализу. Для этой цели посты оснащаются мощными вычислительными устройствами, включающими специализированные акустические процессоры, средства отображения информации, запоминающие элементы. Для выделения слабого полезного сигнала на фоне акустических помех используются корреляционные методы обработки на основе соответствующего программного обеспечения. Благодаря этому система способна обнаруживать шумы целей, находящихся на расстояниях до нескольких сот километров от гидроакустических антенн. Присутствие в спектрах шумоизлучений характерных дискретных составляющих подводных лодок различных проектов позволяет классифицировать обнаруженные цели. Если данные о цели поступают на береговой пост от двух и более антенн, это дает возможность определения ее местоположения путем пеленгования источников излучения с разных направлений прихода сигналов. При этом площадь района вероятного нахождения подводного лодки, обнаруженной на расстоянии несколько сот километров, может составлять несколько тысяч квадратных километров. Результаты обработки информации, полученных БГАС системы SOSUS, в реальном масштабе времени передаются по кабельным, радио- и спутниковым каналам связи на командные центры и пункты управления противолодочными силами в зонах. Данные о возможных районах местонахождения подводных лодок (ПЛ) используются для наведения на них противолодочных самолетов, атомных многоцелевых подводных лодок и надводных кораблей, которые устанавливают непосредственный контакт с целью и ведут за ней слежение, находясь в готовности к ее уничтожению имеющимся в их распоряжении противолодочным оружием. Для компенсирования одного из основных недостатков стационарной системы SOSUS - ее неспособности быстро реагировать на изменение обстановки, была создана маневренная система дальнего гидроакустического наблюдения на базе кораблей специальной постройки - SURTASS (Surface Towed Array Surveillance System ). Основным назначением кораблей этой системы является патрулирование в районах, не охваченных наблюдением средствами системы SOSUS, а также в тех, где она была недостаточна эффективна. Система SURTASS состоит из берегового и корабельного компонентов. Корабельный компонент представлен кораблями гидроакустической разведки (КГАР) типа "Сталворт". Они имеют полное водоизмещение 2262 т, длину 68,3 м, ширину 13,1 м и осадку 4,5 м гидроэнергетические установки дизель-электрического типа (четыре дизель-генератора мощностью 3200 л.с. и два электромотора - 1600 л.с.); дальность плавания 4000 миль при скорости хода 11 уз и 6450 миль при рабочей скорости 3 уз; экипаж 33 чел. (9 офицеров). Основу радиоэлектронного вооружения кораблей составляет гидроакустический комплекс AN/UQQ-2, включающий гибкую протяженную (2614 м) линейную антенну, буксируемую на кабеле длиной 1829 м на глубинах от 500 до 1500 футов (150-460 м) и предназначенную для приема шумоизлучений, и бортовое вычислительное устройство в комплекте из пяти процессоров типа AN/UYK-20 и одного специализированного акустического процессора AN/UYS-1. Принятые антенным устройством и переданные низкочастотным передатчиком AN/WQT-2 гидроакустические сигналы проходят предварительные обработку на корабле, а затем по спутниковым каналам связи через СВЧ аппаратуру AN/WCS-6 передаются на береговой комплекс для дальнейшей обработки и отображения. Всего до 1990 года было построено 18 кораблей типа "Сталворт". В начале 90-х годов на вооружение был принят усовершенствованный проект корабля этой системы катамаранного типа "Викториес". Корабль имеет полное водоизмещение 3396 т, длину 71,5 м, ширину 28,5 м и осадку 7,5 м; ГЭУ - четыре дизеля (5440 л.с.) и два электромотора (3200 л.с.); максимальная скорость хода 16 уз, рабочую 3 уз; экипаж 34 человека. Благодаря увеличенной площади действующей ватерлинии данные корабли обладают более высокими мореходными качествами и способны решать задачи гидроакустической разведки в северных широтах при неблагоприятных метеоусловиях. Предусмотрено также существенное усовершенствование бортового гидроакустического комплекса за счет включения в его состав активной низкочастотной антенны LFA и акустического процессора нового поколения AN/UYS-2, позволяющих обнаруживать ПЛ на мелководье. К середине 1993 года было построено четыре корабля типа "Викториес". Следующим типом корабля системы SURTASS стал "Импекбл". Водоизмещение сравнительно большое - 5370 т, длина 85,8 м, ширина 29,2 м, осадка 7,9 м; ГЭУ - три дизель – генератора (5,4 МгВт) и два электромотора (5000 л.с.); дальность плавания 3000 миль при скорости хода 12 уз; экипаж 45 человек. Гидроакустическое оснащение корабля в основном будет аналогично КГАР типа "Викториес", но помимо передатчика AN/WSC-6, на нем установлен передатчик AN/WSC-3(V)3. В начале 90-х годов, в связи с резким сокращением присутствия ВМФ России в Мировом океане, резко сократилось выделение финансовых средств для развития программ SOSUS и SURTASS, но министерство обороны США успешно предприняло ряд шагов по решению проблемы финансирования, а именно конверсии по-американски: океанографические наблюдения, контроль биоресурсов, наблюдение за сейсмическими процессами в Мировом океане, участие в мероприятиях по контролю над судоходством и другие. Это позволило сохранить квалифицированный персонал и поддерживать в рабочем состоянии системы SOSUS и SURTASS. Более того началась разработка новых двух относительно самостоятельных систем - FDS (Fixed Distribution System) и ADS (Advanced Deployable System) по программе DDS (Distributed Surveillance Systems). FDS представляет собой пассивную стационарную гидроакустическую быстро развертываемую систему для поддержки сил, действующих в районах региональных кризисов. При работе над проектом FDS были использованы последние достижения в области волоконно-оптической техники. Это позволило создать сверхчувствительные гидрофоны и кабельные трассы повышенной пропускной способности и надежности. Дальнейшее развертывание берегового компонента системы FDS связано с внедрением новейших компьютерных технологий и достижений в области цифровой обработки сигналов. При этом ключевым является использование многолучевой управляемой диаграммы направленности, что позволяет получать трехмерные акустические изображения и существенно облегчает процесс определения координат и элементов движения, а также классификацию подводных целей. Одна из особенностей развертываемой системы - более высокая, чем у SOSUS, плотность размещения гидроакустических антенн. Система ADS базируется на результатах проекта FDS. В ее антеннах используются как акустические, так и неакустические датчики обнаружения ПЛ. В целях реализации концепции быстрого и скрытного развертывания этой системы в районах возникновения кризисов предполагается, что она будет устанавливаться с подводных лодок и самолетов. Временные рамки ее боевого использования лежат в пределах от 30 суток до пяти лет. Подобные мобильные системы, быстрого и скрытного развертывания позволяют надежно защитить авианосные ударные группы от атак подводных лодок в любой точке мира. Будь то Персидский залив или Охотское и Белое моря. Береговые компоненты систем SOSUS и SURTASS проходят модернизацию в рамках проекта SDS (Surveillance Direction System). По проекту SDS создаются унифицированные комплекты аппаратуры для береговых центров обработки данных всех подсистем IUSS, которые эффективнее и значительно дешевле в эксплуатации, чем прежние. 2.3.3.2. Зона дальнего противолодочного охранения В зоне дальнего противолодочного охранения АУГ поиск подводного противника ведется пассивными гидроакустическими средствами стационарных систем SOSUS, авиации, подводных лодок и надводных кораблей, поскольку дальность обнаружения под водой посылок гидроакустических станций (ГАС) значительно превосходит дальность обнаружения ею лодки, и последняя, заблаговременно установив факт поиска, может уклониться от сил охранения и выйти в атаку на охраняемый объект. Поэтому силы дальнего охранения используют гидроакустические станции и комплексы в активном режиме только после обнаружения лодки пассивными средствами для ее классификации и уточнения местонахождения, чаще всего при выходе в атаку. Противолодочное охранение АУГ в дальней зоне осуществляют базовые патрульные самолеты Р-3С "Орион". Они обычно действуют в составе сил дальнего противолодочного охранения. Как правило, один - два самолета. Максимальное удаление самолета Р-3С "Орион" от центра ордера, определяемое исходя из расчетных дальностей стрельбы крылатыми ракетами подводных лодок, может составлять 200-300 миль (370 - 550 км). Самолеты ведут поиск ПЛ противника на носовых курсовых углах параллельными галсами со смещением по маршруту движения АУГ или угрожаемых направлениях. В основном для обнаружения подводных лодок самолет Р-3С использует радиогидроакустические буи (РГБ), которые он выставляет чаще всего серией в виде отсекающего барьера (четыре - восемь РГБ) с интервалами между ними 10-30 миль (1 миля = 1,852 км) параллельно или перпендикулярно курсу соединения (в зависимости от направления вероятной угрозы). Как правило обнаруженная подводная лодка уничтожается с помощью самонаводящихся противолодочных торпед Мк44, Mk46, Mk50, "Стингрей" и т.д. с дистанции не более 1500 м. Атака с воздуха, с короткой дистанции внезапна, что ограничивает возможность уклонения и применения средств противодействия ПЛ. Использованные РГБ обычно подбираются своими надводными кораблями и используются вторично. В боевой обстановке возможно самозатопление использованных РГБ. Р-3С "Орион" является основным и единственным самолетом базовой патрульной авиации (БПА) ВМС США. Он имеет современные бортовые системы поиска, обнаружения и классификации целей, а также разнообразное вооружение для поражения не только подводных лодок, но и подводных кораблей. Вооружение самолета размещается в отсеке (2 х 0,8 х 3,9 м): до восьми торпед, глубинные бомбы, бомбы, мины (общим весом до 3,2 т) и на 10 наружных узлах подвески: до шести УР "Гарпун", торпеды, бомбы, глубинные бомбы и мины. Основное поисковое оборудование самолета включает до 90 радиогидроакустических буев систем "Джезебел", "Джули", ДИФАР, КАСС, ДИКАСС и других; магнитный обнаружитель; поисковую РЛС; станцию радиотехнической разведки; ИК станцию. Как уже было сказано ранее, радиогидроакустические буи являются основным средством обнаружения подводных лодок. Общий их запас на борту самолета обеспечивает непрерывное выполнение задачи по поиску и слежения за подводной лодкой в течение всего времени нахождения в районе (до 10 ч, на удалении 1450 км), расходуя шесть - восемь буев за 1 час. В системе "Джезебел" используются пассивные РГБ AN/SSQ-41B направленного действия. Дальность обнаружения подводных лодок с использованием этой системы достигает 20 км и более.
На третью страницу
Эта статья в формате Word https://bukren.my1.ru/Ware/aviano.doc
| ||||||||
| ||||||||
Просмотров: 25 | |
Всего комментариев: 0 | |