Г.А. Кренев
Оружие против авианосцев
Содержание
1. Американская глобальная военная машина а. Зарубежные военные базы - "непотопляемые авианосцы" б. Глобальная система IUSS подводного наблюдения за под водными лодками в. Загоризонтные радиолокационные станции. Самолеты дальнего радиолокационно- го обнаружения (ДРЛО) и управления. г. Космические аппараты. Оптико-электронные спутники Спутники ИК(инфракрасной)-разведки Спутники гиперспектральной съемки Спутники радиолокационной разведки Спутники радио и радиотехнической разведки д. Противоспутниковые системы. е. Перспективные космические аппараты. ж. Спецслужбы. Дипломатия. Финансы. Информационная война. 2. Современный авианосец 2.1. Авианосцы типа "Нимитц" 2.2. Палубные самолеты и их вооружение Истребитель-штурмовик "Хорнет" F/A-18С/D и "Супер Хорнет" F/A-18E/F Истребитель F-14 "Томкэт" Самолет ДРЛО и управления Е-2С "Хокай" Управляемые ракеты (УР) класса "воздух-воздух" Противокорабельные ракеты (ПКР) AGM-84 "Гарпун", BGM-109B "Томахок" и AGM-65H "Мейверик" Противорадиолокационные ракеты "Стандарт-АРМ" AGM-78D и HARM AGM-88C Самолет радиоэлектронной борьбы (РЭБ) ЕА-6В "Проулер" Корабельные зенитные ракеты RIM-66C Standart SM-2 MR и RIM-67B Standart SM-2 ER Самолет радиотехнической разведки (РТР) ЕS-3А "Шэдоу" Самолет базовой патрульной авиации Р-3С "Орион" Противолодочный самолет S-3A "Викинг" 2.3. Тактика использования авианосцев и АУГ 2.3.1. Тактика использования палубной авиации против надводных кораблей. 2.3.2. Тактика АУГ при решении задач ПВО. 2.3.3. Тактика АУГ при решении задач противолодочной обороны. 2.3.3.1. Глобальная система подводного наблюдения IUSS 2.3.3.2. Зона дальнего противолодочного охранения 2.3.3.3. Зона среднего и ближнего противолодочного охранения 3. Российская система оружия против авианосцев Атомная подводная лодка проекта 949А типа "Антей" ПКР П-700 "Гранит" (3М45) Корабельные зенитные ракетные комплексы (ЗРК) "Форт-М" и "Оса-М" ПКР П-270 "Москит" ПКР П-800 "Оникс" ("Яхонт-А") ПКР Х-59МК ОВОД-МК ПКР Х-58А и противолокационная ракета Х-58У 4. Техническая тактика, как подход-метод создания нового вооружения 5. Подводная лодка - носительница необитаемых подводных боевых аппаратов (мини-подлодок), вооруженных ПКР 6. Мини-авианосцы с палубной беспилотной авиацией. 7. Перспективы использования плазмоидов для поражения надводных кораблей. Литература Примечание. Первоисточников использовалось два: журнал "Зарубежное военное обозрение" и интернет. Когда данные из этих источников отличались, за основу брались журнальные, как более достоверные. 1. Американская глобальная военная машина Основой американской глобальной военной машины, наряду с авианосцами, служат следующие глобальные системы: а. Зарубежные военные базы - "непотопляемые авианосцы". При ведении локальных войн США главную роль отводит "нормальной", базовой авиации (ВВС). Так было в Гренаде, в Афганистане, в Югославии, в Ираке. Палубной авиации отводится вспомогательная роль. Она действует самостоятельно лишь только первые пятьдесят дней, пока не прибудет авиация ВВС. Объясняется это просто. Вес палубных самолетов ограничен возможностями катапульты - 43 т, габариты - возможностями подъемников и ангаров авианосца. Поэтому возможности самолета ДРЛО и управления E-3 "Сентри" (АВАКС) существенно выше, чем у аналогичного палубного Е-2С "Хокай", а у базового патрульного самолета Р-3С "Орион" выше, чем у аналогичного палубного противолодочного самолета S-3A "Викинг" и т.д. А применение ряда тяжелых самолетов с авианосцев, например, стратегических бомбардировщиков, вообще невозможно. Часть военных баз, имеющих аэродромы, используются как плацдарм для боевых вылетов, часть как перевалочные базы для этой авиации "быстрого реагирования". В случае необходимости, США быстро находит возможности для открытия новых военных баз. Так было сделано в Узбекистане и странах восточной Европы. б. На основе морских военных баз США развернута глобальная система IUSS подводного наблюдения за подводными лодками. Подробно об этом будет изложено в п.2.3.3.1. в. Для наблюдения за воздушными, надводными целями и стартующими баллистическими ракетами в ряде военных баз США развернуты стационарные загоризонтные радиолокационные станции на основе фазированных антенных решеток (ФАР) большой дальности действия. В загоризонтной РЛС используется не прямой луч, а отраженный от слоя ионосферы, который выполняет функцию отражающего зеркала. Это позволяет существенно повысить дальность обнаружения. Многофункциональная загоризонтная (ЗГ) РЛС на основе ФАР AN/FRS-118, представляет собой вариант бистатического радиолокатора, передающая и приемная позиции которого разнесены на расстояние около 180 км. Передающая антенна состоит из трех линейных ФАР длиной 1115 м, размещенных друг к другу под углом 60°, что обеспечивает обзор пространства по азимуту в секторе 180°. Каждая ФАР состоит из шести 12-элементных решеток, работающих в своих поддиапазонах. В РЛС используется непрерывный сигнал с частотной модуляцией. Формирование зондирующего сигнала в любом из выбранных в зависимости от состояния ионосферы поддиапазона происходит в задающем генераторе, с которого сигнал поступает на 12 каналов усиления и фазирования. Средняя излучаемая мощность каждой подрешетки 100 кВт. Ширина диаграммы направленности при работе на передачу составляет 7,5°. В режиме обнаружения передающая ФАР последовательно облучает четыре сектора, перекрывая тем самым 30-градусную зону, которая может перемещаться в 60-градусном секторе. Глубина сканирования по дальности лежит в пределах 900-3700 км, что достигается путем изменения частоты в выбранном диапазоне. В настоящее время построены две такие станции: в Норвегии и на Аляске. Расположение этих станций позволяет "просматривать" всю северную половину России от Москвы до Дальневосточного побережья. Разрабатывается (по данным журнала "Зарубежное военное обозрение N7 за 1991 г.) кроме того, вариант транспортируемый ЗГ РЛС ROTHR (AN/TPS-71), которая размещается в 30 фургонах и имеет менее высокий уровень параметров и габаритных характеристик, чем стационарная. Станция сможет обеспечивать обнаружение целей на дальности от 925 до 2700 км в секторе шириной 60°. Для улучшения работы ЗГ РЛС исследуются возможности создания искусственного ионосферного зеркала, что должно обеспечить высокое качество отражения зондирующих сигналов, повысить разрешающую способность и реализовать обнаружение целей на дальности менее 500 км. Эту систему дополняют самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) и управления. Наиболее известный представитель - E-3 "Сентри" (АВАКС), созданный на базе модифицированного пассажирского лайнера Боинг 707-320B. Его характеристики: Последний пример. В настоящее время в Грузии вдоль границы с Россией осуществляются разведывательные полеты американского самолета E-3 "Сентри" (АВАКС). г. Космические аппараты. Оптико-электронные спутники КН11 и КН12. В ходе военной операции в Афганистане применялось три таких спутника. Срок службы более 5 лет, масса 20-25 т. КН-12 обеспечивает получение изображений объектов разведки с разрешением, достигающим 15 см. В случае необходимости военное ведомство США для этой цели использует гражданские спутники: геологические спутники "Лэндсат-7" (с разрешением 15 м) и картографические спутники "Квик Берд-2" фирмы "Белл", которые позволяют фиксировать объекты размером 0,6 м с высоты 450 км. Спутники ИК(инфракрасной)-разведки. Эти спутники предназначены для обнаружения стартующих стратегических баллистических ракет по факелу работающего двигателя и ядерных взрывов, но эффективно используются и в обычных конфликтах. Так спутники DSP засекали старт ракет "Скад" во время войны в зоне Персидского залива 1991 г., хотя последние имеют небольшое тепловое излучение. Последние поколение спутников с инфракрасной аппаратурой SBIRS-High и SBIRS-Low. SBIRS-Low, к примеру, может, с помощью английской ИК-съемочной камеры, выполнять съемку района 16 х 120 км с разрешением около 30 м. Похожая аппаратура установлена на спутниках КН-12. Спутники гиперспектральной съемки. С ростом возможности электроники число используемых узкополосных каналов возросло до несколько сот. Такая съемка получила наименование гиперспектральной. Спутник MightySat II.1, выведен на орбиту 547 км в 2000 году, позволяет осуществлять съемку территорий площадью 20 х 13 км в области спектра от 470 до 1050 нм (256 оптических узкополосных диапазонов) с периодичностью 3 сут. По мнения американских специалистов спутник может использован для определения местоположения военной техники. По программе "Уорфайтер-1" в период до 2010 года планируется создать и развернуть космическую группировку на основе этих спутников. Спутники радиолокационной разведки. В 2001 году США обладала тремя спутниками "Лакросс" серии VEGA. В настоящее время американские специалисты ведут НИОКР в рамках программы "Дискавер-2". Целью программы "Дискавер-2" является создание менее дорогих космических аппаратов, способных получать трехмерные радиолокационные изображения земной поверхности с разрешением 0,3 м и производить селекцию движущихся целей. Предполагается, что качество обрабатываемых на борту изображений будет достаточным для передачи целеуказаний непосредственно на ударные самолеты и крылатые ракеты в полете. Особенностью спутников серии "Дискавер-2" станет способность обнаруживать подземные сооружения и замаскированные объекты. Первый серийный должен быть запущен в конце 2007 г., а к 2010-му году США намерены вывести в космос 24 таких спутника, которые должны будут пролетать над любой точкой Земли каждые 15 мин. По другой программе - TechSat 21 создаются малогабаритные спутники. Их масса от 1 до 10 кг. Спутники радио и радиотехнической разведки. Состав по состоянию на 2001 г.: четыре "Феррет", 20 "Ссу", "Шале", "Вортекс", четыре "Джеробоум", два "Аквакейд", шесть "Джампсит". Предназначены для радиотехнической разведки РЛС комплексов ПВО и ПРО (вскрытие их расположения, режимов работы и характеристик излучения) и радиоразведка систем управления и связи. Спутники "Феррет" выпускаются двух классов: малогабаритные (полярная рабочая орбита высотой от 300 до 800 км, и тяжелые - масса 1-2 т (высота орбиты 500 км). Спутники "Джампсит". Высота в апогее 39 тыс.км, в перигее 600 км, наклонение 63°. Основное назначение - перехват сообщений с российских спутников связи "Молния", которые имеют те же параметры орбиты. Спутники "Шале". Основное предназначение перехват переговоров по радиолиниям связи связи УКВ диапазона. Вес первого спутника был 1,2 т. Спутники "Вортекс". Дальнейшее развитие спутников "Шале". Модернизация бортовой аппаратуры с целью расширения полосы перехватываемых радиочастот в сторону сантиметрового диапазона, что привело к дальнейшему увеличению массы до 1,4 - 1,6 т. Спутники "Аквакейд". Относятся к системе спутников РЭР третьего поколения. Они пришли на замену устаревших спутников "Риолет", но в отличии от "Шале" решают более широкие задачи по контролю радиоэлектронной обстановки в начале на территории СССР, а затем и России. Могут осуществлять перехват не только со спутников связи "Молния", но и со спутников "Радуга" и "Горизонт". Вес 3-3,5 т. д. Противоспутниковые системы. При достижении превосходства в космосе предполагается поражение как наземной, так и орбитальной группировки космических сил и средств противника. Наземную группировку намечается уничтожать используя средства космического нападения класса "космос-земля", проведением специальных диверсионных операций, а по возможности, и силами общего назначения. Для уничтожения спутников противника разработаны самонаводящиеся кинетические перехватчики, которые поражают спутник при прямом попадании за счет сверхвысокой скорости полета. По оценкам американских специалистов, к 2005 году группировка космических сил США сможет поражать порядка 400 спутников на средних орбитах и 180 спутников - на высоких. В мирное время, выборочно, маскируя под технические неполадки, а во время военных кризисов - открыто, в массовом порядке. На стадии разработки находиться комплекс на основе ракет: "Минитмэн", "Пискипер" и "Трайдент-2". Максимальная высота перехвата может составить несколько тысяч километров, вероятность поражения цели 0,5 - 0,7. Противоракета GBI, принятие на вооружение которой ожидается в 2003 - 2005 годах, может быть использована для уничтожения низковысотных спутников на высотах от 100 - 800 км и на дальностях от 300 до нескольких тысяч километров. е. Перспективные космические аппараты. В настоящее время на первый план выдвигается проблема истощения природных ресурсов. США является рекордсменом по потребления ресурсов на душу населения. Категорически отказывается подписывать любые соглашения по экономии природных ресурсов, например, энергоресурсов (ограничения по выбросу тепла в атмосферу). Пир во время чумы. Решает проблемы по своему - с позиции силы. Недавний пример - захват нефтересурсов в Ираке под надуманным предлогом. США поддерживают страны у которых тоже проблемы с ресурсами: Англия, Япония и т.д., которые надеются получить свой кусок пирога. Со временем проблема истощения ресурсов будет только обостряться, пока не станет катастрофической и приведет к гибели всей земной цивилизации. Это неизбежно. По мнению член-корреспондента РАН, доктора биологических наук, профессора Владимира Васильевича Малахова (программа "Гордон", доклад "Биотический круговорот" от 18.11.03 г.) цивилизации осталось существовать всего несколько сот лет. https://bukren.my1.ru/Other/gordon_bio_krug.doc США вышла из договора по ПРО не по тому, что кто-то угрожает США нанесением ракетно-ядерного удара. Некому! А вот размещение в космосе ударных сил вполне возможно. Впрочем США это никогда и не скрывала. Что это может быть? В США принята программа по разработке сверхмалых ядерных боеприпасов - мощностью не более 0,1 килотонны. (100 тонн - мощность ядерного снаряда к 155 мм американской гаубице). Якобы для поражения бункеров террористов. Но это не выдерживает ни какой критики. Реально - размещение легких и малогабаритных ядерных зарядов в космосе, что позволит взять под прицел все государства мира. Шантажировать их. Уже сейчас возможно изготовление такого сюрприза весом 30-40 кг. Большие ядерные заряды приведут к гибели природных ресурсов или гибели биосферы Земли в целом. Малые ядерные заряды, размещенные в космосе, позволят быстро (несколько минут) нанести сокрушительный и неотразимый точечный (хирургический) удар в любую точку земного шара, даже, если цель будет находиться глубоко под землей, в бункере. Это то, что доктор прописал! А выйти из договора о не размещении оружия массового уничтожения в космосе США может также легко, как вышла из договора по ПРО. Эта система позволит осуществить глобальную, быструю и неотвратимую угрозу "наказания" неугодных режимов, тотальный контроль. Для общественного мнения может быть придумана любая версия: борьба за принципы демократии, свержение диктаторских режимов, борьба с международным терроризмом. Да мало ли! В конце концов, страна победившая в холодной войне, единственная супердержава может позволить себе все! На основе ПРО легко строится глобальная система ПВО. Размещение на спутниках систем наведения и оружия глобально решает проблему завоевания превосходства в воздухе. Отпадает необходимость иметь истребители. Размещение систем наведения в космосе решает и другую проблему. Снижение цены крылатых и не только крылатых ракет за счет упрощения электронной начинки, которая в основном и определяет цену ракет. Космические станции наведения позволяют в реальном масштабе времени получать полную и достоверную информацию, а на борт ракет посылать только сигналы управления, т.е. электронная разовая начинка ракет может быть сведена к минимуму. Справка. Это система не имеет ничего общего с системой NAVSTAR. ж. Спецслужбы. Дипломатия. Финансы. Информационная война. Известный всем, уже набивший оскомину сценарий. После выбора страны - цели, ее пытаются скомпрометировать в глазах мирового сообщества. На первом этапе используются спецслужбы, которые собирают компромат, а при недостатке - создают его. Неплохо подтолкнуть правителя этой страны на нелегитимные действия, пообещав ему негласно широкую поддержку и индульгенцию. Далее широко задействуются средства массовой информации и международные органы. Вводятся экономические санкции, замораживаются деньги в банках. Начинается массированное финансирование оппозиции, которая должна, используя опять же финансовые возможности, привлечь широкие слои населения для организации массовых протестов и беспорядков. При отсутствии оппозиции - создают ее. Для разделения страны на враждующие лагеря используются национальные, этнические, родовые и религиозные противоречия. Через доверенных лиц проводится подкуп высокопоставленных государственных и военных чиновников, с обещанием радужных перспектив их карьеры при американском негласном правлении. Создается разветвленная сеть для проведения разведки и провокаций. При удачном стечении обстоятельств - можно попытаться провести соответствующую резолюцию в ООН. 2. Современный авианосец Прежде, чем говорить об оружие против авианосцев, надо представить. Что такое современный авианосец? Каковы его возможности? Материал представленный в п.2 достаточно большой и наверное появится желание его пропустить, но он важен для понимания последующих пунктов. В иностранной прессе указывается, что в случае угрозы американским интересам в любом регионе мира первый вопрос, который возникает в Белом доме: "Где находиться наш ближайший авианосец?!". Являясь "аэродромами в нейтральных водах", авианосцы, по мнению специалистов ВМС, должны обеспечить в течение первых пяти - десяти дней вооруженного регионального конфликта 100-200 самолето-вылетов в сутки, пока в район боевых действий не прибудет авиация ВВС. В настоящее время в строю ВМФ США находиться 12 многоцелевых авианосцев - десять атомных (АВМА) и два с обычной энергетической установкой (АВМ). Последний из АВМА "Рональд Рейган (CVN 76) заменил АВМ "Констеллейшн". Впрочем авианосцы находятся на вооружении и других стран. Так, Англия продала два авианосца времен второй мировой войны Индии (сейчас на вооружении остался один), один - Аргентине, один - Бразилии. Все они проходили неоднократные модернизации, но не надо строить иллюзий относительно их боеспособности. В составе ВМФ самой Англии находятся три авианосца типа "Инвинсибл", вооруженные 12 самолетами "Си Харриер" и вертолетами. Для взлета с максимальной боевой нагрузкой самолетов "Си Харриер", в носовой части авианосцы имеют рампу - трамплин с наклоном в 12 градусов. ВМФ Испании в своем составе имеет авианосец "Принсипе де Астуриас", ВМФ Италии - авианосец "Джузеппе Гарибальди", ВМФ Таиланда - "Чарки Нарубет" и ВМФ Франции авианосцы - "Клемансо", "Фош". У России один тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Советского Союза Н.Г. Кузнецов". Но полноценными, как по классу самих кораблей, так и по составу палубной авиации, можно считать только американские тяжелые авианосцы. Этот факт признается во всем мире. Рассмотрим авианосцы типа "Нимитц". 2.1. Авианосцы типа "Нимитц" Эти корабли, водоизмещение которых составляет 80-100 тыс.т, несут авиакрыло в составе до 80 самолетов и вертолетов, до трех тысяч тонн авиационных боеприпасов, десятки тысяч тонн авиационного топлива. Авианосец "Нимитц" (CVN68) имеет водоизмещение 91487 т (CVN72 "Авраам Линкольн" и последующие - 102 000 т), длина корпуса 332,9 м, ширина 40,8 м, осадка 11,3 м, длина полетной палубы 332,9 м, угловой 237,7 м, наибольшая ширина полетной палубы 76,8 м, высота от киля до топовых огней 73,2 м, расстояние от ватерлинии до полетной палубы 12 м. Ядерная энергетическая установка (два водо-водяных реактора типа A4W/A1G), приводящая в действие четыре паровые турбины (общая мощность 280000 л.с.), которые работают на четыре гребных винта, позволяют развивать наибольшую скорость хода 30 уз (1 уз = 1,852 км/час). В качестве резервных имеются четыре дизеля мощностью 10720 л.с. Штатный экипаж корабля 3184 человека (из них 203 офицера), численный состав авиакрыла 2800 человек (из них 366 офицеров). Кроме того, в море на авианосце, как на флагманском корабле авианосной ударной группы (АУГ), обычно находиться походный штаб АУГ, насчитывающий 70 человек, из которых 25 офицеры. Взлетный участок, оснащенный четырьмя паровыми катапультами типа С13-1, длиной 92,1 м или 94,5 м и массой 108 т, обеспечивает последовательный (минимальный интервал 20 с) взлет самолетов массой до 43 т со скоростью при отрыве от палубы 300 км/час. Посадочный участок (угловая палуба), включающий кормовую (до первого троса аэрофинишера) и тормозную (до аварийного барьера) части, оборудован специальными техническими средствами обеспечения привода и посадки самолетов на скорости до 300 км/час. Конструктивная защита авианосца включает надводную часть (три броневые палубы, а также продольные броневые переборки ангара) и подводную (продольные и поперечные переборки, охватывающие реакторные отсеки, погреба боезапаса и топливные цистерны). Она предназначена для предохранения жизненных центров корабля от контактных взрывов обычных боевых частей противокорабельных ракет, артиллерийских снарядов, торпед. Толщина брони в районе ватерлинии 150 мм. Днище защищено бронированным настилом непотопляемости (второе дно) и переборками, в пространство между которыми запрессован пористый заполнитель специального состава. Жизненно важные центры имеют дополнительное бронирование 63,5 мм кевларом. Для корабельной техники и боевых средств предусмотрено дублирование, резервирование и рассредоточение. Значительное внимание при создании авианосцев было уделено снижения интенсивности гидроакустического, электромагнитного, теплового и других физических полей. Пожаробезопасность обеспечивается стационарными автоматическими системами, самоходными пеногенераторными установками, переносными огнетушителями. Предусмотрена возможность определения зоны пожара и управления средствами пожаротушения с ходового мостика или с поста управления авиацией на полетной палубе, расположенными в надстройке. Ангарная палуба снабжена противопожарными шторами, которые в течение 30 с могут отсечь район возгорания. Американские специалисты отмечают, что авианосцы обладают большой живучестью. Так, вывести авианосец из строя на небольшой строк могут 7-12 противокорабельных ракет, потопить не менее 20. Вооружение корабля: три зенитных ракетных комплекса (ЗРК) "Си Спарроу" (на CVN70 - четыре), четыре 20-мм зенитных артиллерийских комплекса (ЗАК) "Вулкан-Фалакс" и два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата, предназначенных для борьбы с торпедами, наводящимися по кильватерному следу. Каждая установка "Си Спарроу" имеет два пакета (по четыре ракеты в каждом). Полуактивная радиолокационная головка самонаведения зенитной ракеты RIM-7M обеспечивает поражение цели на дальности до 14,6 км боевой частью 39 кг. Эффективная глубина зоны поражения ЗАК "Вулкан-Фалакс" от 0,2 до 1,8 км, время реакции 2-3 с, типовая продолжительность очереди 3 - 4 с, общая скорострельность 3000 выстр./мин. 2.2. Палубные самолеты и их вооружение Типовое авиакрыло в настоящее время включает: 14-20 истребителей F-14 "Томкэт", 36 истребителей-штурмовиков F/A-18С/D "Хорнет", четыре самолета РЭБ ЕА-6В "Проулер", четыре самолета ДРЛО Е-2С "Хокай", 4-8 противолодочных самолета S-3В "Викинг", два самолета разведки (РТР) ЕS-3А "Шэдоу", 4-6 противолодочных вертолета SH-60F "Оушн Хок" и два вертолета обеспечения НН-60H "Рескью Хок". С 2001 года на вооружение (вместо F-14 "Томкэт") поступает самолет F/A-18 "Супер Хорнет" в модификациях Е (одноместный) и F (двухместный) с увеличенными полезной нагрузкой и радиусом действия. Создание истребителя-штурмовика "Супер Хорнет" имеет целью компенсировать те потери, которая понесла палубная авиация со снятием с вооружения штурмовиков А-6Е "Интрудер", поскольку пришедший ему на смену F/A-18С при всех его плюсах уступает "Интрудеру" по таким характеристикам, как радиус действия, боевая нагрузка, всепогодность. На 11 узлах подвески F/A-18E/F может быть размещена боевая нагрузка свыше 8000 кг. Благодаря трем подвесным бакам емкостью 1800 л (у F/A-18С/D 1250 л) радиус действия вырос на 40-50%. Перевооружение самолетами "Супер Хорнет" продлиться как минимум до 2010 года. Основной палубный самолет на настоящий момент - это истребитель-штурмовик "Хорнет" F/A-18С/D и "Супер Хорнет" F/A-18E/F: * - по данным интернета http://www.airwar.ru/enc/fighter/f18ef.html http://www.airwar.ru/enc/fighter/f18c.html
На вторую страницу
Эта статья в формате Word https://bukren.my1.ru/Ware/aviano.doc
| |||
| |||
Просмотров: 77 | |
Всего комментариев: 0 | |