15:45 Что сделало человека человеком? |
Что сделало человека человеком? Утверждение Фридриха Энгельса, что труд создал человека из обезьяны, не то что спорно, а просто не верно. Тяжелый труд подавляет способность к мышлению. В статье "Гармонические сети и стимулирование": https://bukren.my1.ru/publ/krenev/garmon_seti/4-1-0-9 сказано: "Для проявления естественной "гармонической стимуляции" нужны подходящие внешние условия. Простой пример. К шимпанзе, обладающего большими интеллектуальными данными, поместили очень агрессивную, сильную, но "тупую" шимпанзе. И "умная" шимпанзе стала глупее "тупой". Любые неблагоприятные внешние факторы: тяжелый физический труд, постоянные стрессовые ситуации и т.д. действуют аналогично." Именно поэтому, среди "богатых" (в нескольких поколениях) людей в среднем чаще встречаются "умные" люди, чем среди "бедных". Хотя, конечно, в каждом конкретном случае все зависит от способностей и желания конкретного человека. Но если не труд, так что же сделало человека человеком? Накопление знаний и передача их через обучение. В качестве аргумента приведем эффект Маугли. Примеры из реальной жизни. Известны случаи, когда ребенок попадал к волкам или обезьянам, которые его воспитывали. Но после его возврата обратно к людям, он уже не мог стать нормальным человеком. Оставался слабоумным для человека, но нормальным для зверя, так как не прошел вовремя человеческого обучения. Этот пример показывает, как легко человек может деградировать из-за прерванной цепочки передачи из поколения в поколение накопленных знаний. Есть и генетические особенности человека. Естественным отбором закреплялись люди, которые наиболее успешно могли "добывать" и сохранять все возрастающий объем знаний. Это отразилось в особенностях развития детей человека. Если у приматов мозг детеныша составляет 70% мозга взрослой особи и еще 30% набираются за несколько месяцев, то у человека мозг ребенка составляет лишь 20% "взрослой величины", а процесс роста заканчивается лишь в 23 года. Т.е. увеличение объема мозга ребенка идет параллельно с увеличением объема знаний за счет обучения. О "гармонической стимуляции", упомянутой вначале. Стимуляций в животном мире, к которому относиться безусловно и человек, довольно много. Например, голод. Если бы его не было, животное просто бы умерло без еды. Насыщение, сигнал к остановке приема пищи. Жажда, сигнал к поиску и потреблению воды. Конечно, перечисленные стимуляции очень важны, но наиболее интересен один вид стимуляций - "гармонический". Стимуляция, которая стимулирует человека к познанию мира, к творчеству, - к "гармонии". Ее испытывает каждый, когда удается решить сложную задачу, открыть что-то новое. При неудачах происходит антистимуляция - человек испытывает стресс. Таким образом, в человеке генетически заложено стремление к творчеству, познанию и приспособлению к окружающему миру. "Гармоническая стимуляция" особенно сильно проявляется при удачной адаптации человека к жестким внешним условиям окружающей среды. И это естественно, так как "гармоническая стимуляция" прежде всего направлена на выживание. К сожалению, на участок мозга, ответственного за "гармоническую стимуляцию" можно воздействовать химически: алкоголь, наркотики. Можно ввести в этот участок электроды и воздействовать электрически. Был проведен такой эксперимент. Крысе вживили электроды в нужный участок мозга, а провода подключили к педали, которую установили в клетке этой крысы. Крыса не ела, не пила, не спала, а только давила на педаль пока не умерла. Так действует суррогат. Воистину человек способен любое благо превратить во зло. Но "естественная наркомания", которая заложена в человеке от природы, в отличии от обычной, благотворно влияет на организм, а не разрушает его. Можно сказать, что все настоящие ученые - "наркоманы". Учиться пользоваться "гармонической стимуляцией" надо с детства. В известной мере это позволит в будущем противостоять соблазну употребления наркотиков. "Гармоническая стимуляция" действует многогранно, сложно и обеспечивает целую палитру человеческих эмоций. Стремление человека к "гармонии" в музыке, поэзии, спорте, азартных играх, науке и просто в жизни лежит через свое понятие "гармонии". Иначе, чтобы в какой-нибудь области информации сработала стимуляция - эта область должна быть в мозге человека. Невозможно получать удовольствие от хорошей игры в футбол, если не разбираешься в футболе. Когда человек смотрит художественный фильм, читает художественную книгу, он абстрагируется от внешнего мира, заменяя его вымышленным, более того, он "вживается" в образ героев кино или книги (отождествляет себя с ними). Поэтому людей, которые погибают, едва появившись на экране, не жалко. А страдания и смерть людей с которыми "сжился", задевает за живое – срабатывает "гармоническая стимуляция". Надо отметить, что и в реальной жизни человек сопереживает другим людям и даже животным через отождествление себя с ними. Об обучении. Парадокс. Сегодня объем накопленных знаний человечеством как никогда велик, но вот процесс обучения из рук вон плох. Учеба должна приносить радость, а не страх и отчуждение. Хотя есть методика обучения Шаталова В.И., частично основанная на образном мышлении. Не совсем то, что надо, но все же. Подробно рассматривать ее здесь не смысла. Кому интересно, может почитать на сайтах. http://proektshatalov.narod.ru/ |
|
Всего комментариев: 0 | |