Воскресенье, 22.12.2024, 16:12
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Категории раздела
Оружие [40]
Оружие
Разное [0]
Разное
Кренев Г.А. [40]
Кренев Г.А.
Буров В.Ф. [10]
Буров В.Ф.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск

Армейский авиационный комплекс: РЕЙДЕР
Г.А. Кренев
Армейский авиационный комплекс:
РЕЙДЕР

В 1973 году в войне между арабами и израильтянами за 18 дней боев было уничтожено только 840 израильских танков и еще 2500 подбито. Причем только 22% поразила артиллерия. Из оставшихся 78%: 50% противотанковые ракеты, 28% авиация, ручные гранатометы и мины.

На основании чего ряд зарубежных специалистов сделало вывод, что из-за большой уязвимости, малоподвижности и неэффективности основного оружия танки больше не могут быть главной ударной силой сухопутных войск. В качестве замены предлагался боевой вертолет. Но почему именно авиация? Ведь сухопутные действия ведутся на земле. А авиация прилетела и улетела. Но и танк не может удерживать территорию. Хотя  танк в отличии авиации обладает эффектом "постоянного присутствия" и в любой момент может поддержать огнем, его главное предназначение – сломить основные силы противника. Присутствие же авиации на поле боя кратковременно. Но это смотря какай авиации. Боевому  вертолету не нужен аэродром. Он может сесть и взлететь с любой площадки в непосредственной близости от своих войск. Во Вьетнаме и Афганистане он фактически заменил танк. Не отстали и обычные самолеты. Так во Вьетнаме с момента поступлении заявки от сухопутных подразделений до прилета "Фантомов" проходило всего 15 мин. Неважно, что главная ударная сила не присутствует всегда рядом (в конце концов одной мишенью меньше), главное чтобы необходимая поддержка была оказана быстро (вовремя) и в "полном объеме". К тому же заметим, что в дуэли авиация-танк последний - явная жертва. Чему, в частности, способствует в основном фронтальное бронирование танка для защиты от наземного противника. В то время как оружие авиации может поражать его в любое место, но чаще сверху, где броня у танка самая тонкая, а площадь в плане наибольшая.

Интересны параллели в развитии главной ударной силы на флоте и в сухопутных войсках. В 1860 г. англичане ввели в строй первый железный винтовой броненосец "Уорриор", у которого  в центральной части был 112-мм каземат для 38 орудий. И лишь спустя 56 лет опять же в Англии в 1916 г. появился его первый серийный сухопутный аналог - танк "Марка-1", который в этом же году принял "боевое крещение" в бою при французской речке Сомме. Первый авианосец "Хосе" был построен в Японии 1922 г. Впервые участвовал в бою английский авианосец "Формидейбл" в марте 1941 г. Но лишь  в последнее время появились проекты сухопутных авианосцев на базе легких безпилотных летательных аппаратов-роботов (БЛАРов), претендующие, по аналогии с морскими авианосцами, на использование авиации в качестве главной ударной силы сухопутных войск.

Эта идея в настоящее время  получила дальнейшее развитие  в новой американской концепции боевого использования сил морской пехоты в вооруженных конфликтах будущего, получившей условное наименование "Си Дрэгон" ("Морской  дракон"). Пехота, бывшая до настоящего времени основным родом войск, переходит к решению задач разведывательно-корректировочного обеспечения, а силы боевого обеспечения, артиллерия и авиация, становиться главным действующим лицом на поле боя. Значительное внимание разработчики концепции уделяют развитию беспилотных летальных аппаратов, в том числе предназначенных для решения задачи непосредственной огневой поддержки. Серьезной проблемой всегда была борьба с нерегулярными вооруженными формированиями, применяющими партизанскую тактику. В этом случае концепция  предусматривает воспроизведение на качественно новом уровне двух наиболее удачно зарекомендовавших себя ещё в период вьетнамской войны тактических приемов: действия боевых разведывательных дозоров, использующих огонь артиллерии и авиации по вызову, и так называемая "программа совместных действий", которая предполагала размещение в деревнях, превращенных в опорные пункты, отделений морской пехоты на длительное время с задачей обеспечения безопасности прилегающей местности. Существенным отличием  подразделений новой организации станет возросшая огневая мощь поддерживающих её сил и средств и способность оказывать огневое воздействие по противнику в масштабе времени, близком к реальному.

Под новую концепцию надо создавать и новую НЕТРАДИЦИОННУЮ, как беспилотную, так и пилотируемую авиационную технику, так как боевой вертолет - это не решение проблемы. Проблему надо решать комплексно. Например, для организации ОБЩЕВОЙСКОГО БОЯ беспилотных летательных аппаратов-роботов в качестве одного из вариантов переднего авианаводчика предлагается специальный сторожевой танк (СТ). Для него функция переднего авианаводчика, наряду с охранной, является главной. Для авианаводки в глубине обороны противника можно использовать облегченный аэромобильный вариант СТ. Кроме того для пехотных подразделений уже на уровне отделения предлагается иметь средства передней авианаводки, совмещенные с приборами наведения легких ракет.

Говоря другими словами: главной ударной силой сухопутных войск должен стать армейский авиационный комплекс, включающий в себя, с одной стороны развитую сеть передних авианаводчиков, а с другой, как это уже было заявлено  ранее, НЕТРАДИЦИОННУЮ беспилотную  и пилотируемую авиационную технику.

В качестве одной из составных частей армейского авиационного комплекса предлагается РЕЙДЕР. Он предназначен для уничтожения наземного противника прикрытого сильной ПВО.

Рейдер - это пилотируемый самолет, но при этом он сильно отличается от штурмовика или бомбардировщика по виду, вооружению и тактическому использованию.

Рейдером на военно-морском флоте называется корабль действующий на морских коммуникациях противника самостоятельно. Рейнджерами называют американские специальные войска, способные действовать  в тылу противника самостоятельно и с большой эффективностью. Цели  и задачи у авиационного рейдера аналогичны.

А теперь небольшое отступление. Дело  в том, что изложенное в статье то или иное тактико-техническое заключение не случайно. Автор в своем поиске и решении задач пользовался системой: комплексным подходом-методом к созданию оружия - "технической тактикой". Полное её изложение заняло бы много места, а краткое, как показывает практика (опыт моих статей: "Техническая тактика в применение к индивидуальному стрелковому оружию" и "Танк XXI века: анализ тенденций развития  с помощью "Технической тактики"), плохо воспринимается читателем. Поэтому в этой статье она опускается, хотя она помогла бы понять "внутреннюю творческую кухню".

I. Средства обеспечения укороченного взлета и посадки рейдера.

Чтобы быстро оказывать огневую поддержку рейдер должен базироваться в непосредственной близости от своих войск и действовать с маленьких неподготовленных площадок как английский истребитель "Харриер", который также состоит на вооружении  американской морской пехоты под маркировкой AV-88 "Харриер-2+". При максимальной боевой нагрузке и полных топливных баках имеет взлетный вес 14 тн, максимальную скорость у земли 1050 км/час и радиус действия 1130 км. "Харриер" может взлетать вертикально, но большую боевую нагрузку (~ 4 тн) может поднять в режиме укороченного взлета (порядка 300 м). Последние будем использовать в рейдере, но поставленную цель будем достигать другими средствами. Так как скорость у рейдера предполагается сравнительно небольшая, за основу силовой установки взяты два двухконтурного двигателя. Но каждый из них расслоен на два агрегата в отдельных корпусах: компрессор и собственно сам двигатель. Сжатый холодный воздух от компрессора поступает по трубопроводу на двигатель и на охлаждение аппаратуры. При взлете и посадке аппаратура выключена, но компрессор работает в форсированном режиме, для того чтобы часть воздуха поступала на установку "реактивный закрылок", который на порядок эффективнее обычного. Реактивный закрылок и его характеристики известны давно. Только обычно для реактивного закрылка используются горячие газы, отводимые от сопла реактивного двигателя и из-за этого возникало масса проблем. Например, от воздействия раскаленных газов быстро прогорают трубы. По этим причинам использование реактивного закрылка дальше экспериментальных установок не пошло. Другое дело предлагаемая установка "реактивный закрылок". По сути это щелевой реактивный двигатель к которому с одной стороны подводиться сжатый холодный воздух от компрессора, а с другой топливо. Реактивный закрылок  выполняет при взлете и посадке вместо одной функции - функции закрылка, ещё функцию реактивного ускорителя (горизонтальная составляющая) и функцию вертикального двигателя (вертикальная составляющая). Конечно, при взлете и посадке он дает значительные демаскирующие признаки, но за всё надо платить.

II. Приборы разведки и наведения. Оружие самообороны.

В РЛС  разведки наземных целей и наведения оружия использована та же концепция интеграции радиолокационных режимов быстрой автоматической селекции движущихся целей и синтезирования апертуры антенны как и в американской РЛС AN/APY-3 самолета Е-8С системы "Джистарс" или морского уменьшенного варианта системы "Грей Вулф" самолета S-3E "Викинг". Но в целях уменьшения габаритов антенны и станции в целом длина рабочей волны излучения уменьшена с 3-х см (дальность автоматического обнаружения движущихся целей составляет 250 км) до миллиметрового диапазона (ММД) (дальность работы 20 км), что вполне достаточно для работы рейдера на самого себя, а с другой стороны повышается скрытность работы. Антенна "Джистарс" вытянута - соотношение 1 : 12 и расположена в обтекателе, внизу фюзеляжа, длиной стороной вдоль его оси. Может поворачиваться по углу крена, оси параллельной длинной стороны антенны, от -100 до +100, чем обеспечивается наблюдение по обе стороны маршрута полета, а по тангажу, относительно оси параллельной короткой стороны антенны, осуществляется электронное сканирование лучей в пределах ± 60o. Для увеличения угла сканирования по тангажу необходимо дополнительно ввести механический поворот (качение) от -30o до +30o. В результате суммарный угол сканирования составит ± 90o. Разумеется станцию можно использовать также  для разведки воздушных целей, включая зенитные ракеты.

Выбор для РЛС миллиметрового диапазона волн (на частотах свыше 30 ГГц) позволяет по сравнению с системами диапазона сверхвысоких частот (СВЧ) обеспечить более высокую разрешающую способность и тем самым улучшить точность сопровождения  и распознавания целей, а также улучшить качество  картографирования местности. Радиолокационные станции (РЛС) диапазона ММВ менее восприимчивы к преднамеренным помехам со стороны противника, так как возможность работы в широкой полосе частот позволяет путем использования широкополосной частотной модуляции и кодирования сигналов повысить помехозащищенность и скорость обработки принимаемой информации.

За счет увеличения доплеровских сдвигов частоты отраженных сигналов, возникающих от движущихся и маневрирующих целей, облегчается их распознавание и классификация.

Малые размеры и масса антенны и устройств диапазона ММВ позволяет создавать портативные РЛС, что особенно важно при их размещении в составе мобильных средств. В отличии от инфракрасных и оптических систем РЛС данного диапазона способны функционировать в условиях задымленности и атмосферных осадков (туман, сухой снег). Полосы частот в которых происходит сильное ослабление энергии радиоволн, могут быть использованы для скрытой работы станций.

Основными недостатками РЛС диапазона ММВ, сдерживающими их развитие, являются относительно малая дальность действия, не превышающая 10-20 км и зависящая от состояния атмосферы (прежде всего от интенсивности дождя или мокрого снега), и недостаточно отработанная технология изготовления элементной базы, что снижает их возможности и надежность, а также повышает стоимость аппаратуры. Так, несмотря на успехи в разработке твердотельных приборов, генераторы на основе лавинно-пролетных диодов и диодов Ганна до сих пор имеют сравнительно небольшую выходную мощность, обычно не превышающую  несколько ватт в режиме непрерывного излучения. Поэтому основными источниками мощных колебаний остаются вакуумные приборы, в частности магнетроны и гиротроны.

Применение РЛС диапазона ММВ позволяет не только повысить точность определения координат и параметров целей, но и идентифицировать их тип путем сравнения радиолокационных сигнатур с хранящимися в памяти бортовой ЭВМ данными о размерах, формах, характерных признаках поверхности, спектре доплеровских частот и других параметров. Усилия разработчиков направлены прежде всего на создание РЛС диапазонов 35 и 94 ГГц (окна прозрачности атмосферы). Применение станций такого типа должно существенно повысить возможности обнаружения различных объектов, в том числе разработанных с применением технологии "стелс".

Дополнительно к РЛС разведки наземных целей  есть  пассивная РЛС засечки работы  РЛС ПВО противника. Её фазированная, сдвоенная (на обе стороны)  антенна располагается неподвижно вверху, вдоль фюзеляжа рейдера.

Кроме РЛС в составе приборов разведки и наведения оружия есть два оптико-электронных блока (ОЭБ). В состав каждого входит инфракрасный прибор наблюдения (ИПН), лазер-дальномер и кинокамера, которые в комплексе образуют "пассивный локатор". Его работу трудно "засечь" и можно использовать для работы как с наземными целями так и с воздушными, включая ракеты. Один из них располагается спереди (угол обзора по азимуту ± 90o, а по углу места от +80o до -40 o) и обеспечивает разведку целей по курсу самолета, а второй сзади на "истребителе" с практически шаровым сектором обзора. О последнем отдельный разговор.

Есть два способа защиты бомбардировщика от воздушного противника. Первый способ. Использование "башенок" со скорострельными тяжелыми пулеметами  или малокалиберными пушками. Но так как такая защита должна быть "шаровой", количество "огневых" точек должно быть значительным. Например, американский бомбардировщик 50-х годов B-36H имел двенадцать 20 мм пушек для самообороны и 15 человек экипажа, поскольку специальность бортового стрелка в его составе была преобладающей.

Второй способ. Использование истребителей прикрытия.

Но истребитель по отношению к бомбардировщику имеет меньшую дальность полета и не всегда оказывается в "нужный" момент в "нужном" месте. Вот если бы можно было "привязать" истребитель к бомбардировщику. Ведь есть же буксируемые воздушные мишени, в последние время появились буксируемые ловушки. Кстати весьма эффективные. Так почему бы не сделать буксируемый "истребитель". Ему не нужны двигатели и запас топлива, шасси, навигационное оборудование и экипаж, так как управление будет осуществляться с "основного" самолета. Хотя  длина троса в полете фиксирована, "истребитель" может лететь ниже или выше оси "основного" самолета, а его оружие в отличии от обычного истребителя может поворачиваться по крену на 360o и в плоскости проходящей через ось полета на 180o, т.е. он один может обеспечить "шаровую" защиту. А от какого воздушного противника может пригодиться защита такого "истребителя" ? От истребителей противника? Вряд ли. Так как истребители противника чаще всего для атаки будут использовать ракеты дальнего и ближнего боя, а пушка применяется редко, с дистанции не более километра, чаще всего, как и ракеты ближнего боя класса "воздух-воздух", с задней полусферы или на встречных курсах. Для защиты рейдера от атак в ближнем бою с задней полусферы и встречных курсах далее будет предложено более эффективное оружие, чем "истребитель". Остается только одна область применения - противоракетная автоматическая активная оборона. Наиболее подходящим оружием для этого, с учетом массово-габаритных ограничений, будет скорострельный шестиствольный 12,7 мм пулемет. Для увеличения эффективной дальности стрельбы, при весе пули 52 г, её начальная скорость поднята до 1200 м/с, что по энергии на 14% превышает энергию стандартного патрона 14,5 мм. Увеличение начальной энергии пули достигается применением нового пороха, который получается путем специальной обработки обычного и дает такие же характеристики как электротермохимическое оружие, т.е. при почти неизменном оружии он повышает  дульную энергию пули  в два, а при более длинном стволе - в три раза. При начальной скорости пули 1200 м/с половину в энергию отдачи вносят пороховые газы. Но можно обратить вред на пользу. Можно использовать эти пороховые газы как в безоткатном орудии, применяя специальный реактивный дульный тормоз. Расчеты показывают, что всю отдачу можно свести к нулю.

Для разведки, наведения пулемета и корректировки его огня на "истребителе" установлен второй оптико-электронный блок. Впрочем, как это будет показано далее, он необходим в основном для выполнения других задач, а установка на "истребителе" повышает его мобильность. Поскольку наличие хвостового оперения будет мешать "работе" "истребителя", от первого придется отказаться и проблему управления по тангажу и рысканью решать другими средствами. При буксировке на тросе сравнительно тяжелого  и габаритного "истребителя" будет возникать масса проблем: необходимость иметь лебедку для "выпуска" и подтяжки назад "истребителя", "гнездо" - для надежного крепления при взлете и посадке, трудности маневрирования с болтающимся на хвосте "истребителем", а с другой стороны, эта "болтанка", отсутствие жесткой связи с основным самолетом, создает проблемы в обеспечения точности работы оптико-электронного блока и пулемета. Как избавиться  от перечисленных недостатков сохранив основное преимущество - мобильность "истребителя"? Предлагается следующая конструкция. Вместо троса - Г-образное "обтекаемое" основание (переходник) "истребителя", но не с прямым, а тупым углом где-то 120o. Один конец основания шарнирно крепиться к хвосту рейдера – может поворачиваться относительно оси фюзеляжа, а другой заканчивается "вилочкой" в которой шарнирно крепиться собственно "истребитель". Для повышения мобильности "вилочковая" часть основания  относительно остальной может поворачиваться на +30>o по азимуту.

А теперь об других средствах самообороны. Чаще всего противник будет стремиться "зайти в хвост" - атаковать с задней полусферы. Использовать обычные ракеты для стрельбы назад нельзя. Набегающий поток, воздействуя на стабилизаторы, разворачивает ракету наоборот, кроме того при переходе ракеты через точку с нулевой скоростью теряется управление. Но есть интересное техническое решение, реализованное на самолетах второй мировой войны Ил-2, Ил-10 и Ил-20: авиационные гранаты АГ-2 в кассете на 10 штук. После сбрасывания эти гранаты сначала парашютировали, а затем  взрывались, поражая атакующий самолет противника. Предлагается следующая модернизация: вместо парашюта - планер с управляемыми плоскостями и воздушными тормозами, наведение с помощью головки самонаведения в задней части, которая может быть инфракрасной, полуактивной лазерной, пассивной или полуактивной радиолокационной, теленаведения. Возможна установка небольшого бокового двигателя для компенсации быстрой потери скорости при сближении с противником, расположенного выше рейдера. Сближение "планера" с противником осуществляется только за счет торможения. Возможно использование "планера" для уничтожения ракет и в первую очередь зенитных. В целях повышения эффективности предлагается "планер" выполнять в форме "летающее крыло", а в нем в качестве "силового", несущего элемента использовать боевую часть типа противопехотной американской мины направленного действия  М18 "Клеймор". Перед подрывом БЧ по команде с рейдера происходит ориентация "планера" по крену. Для защиты рейдера от противника на встречных курсах предлагаются ракеты с аналогичным БЧ, которые так же можно использовать как антиракеты. Предлагается для стрельбы в бок и назад (с разворота) использовать стартовый модуль. О нем более подробно можно прочитать в следующем разделе, в описании оружии первого уровня.

Наряду с активными средствами самообороны помехи занимают важное место в системе оружия. Из истории Второй мировой войны известен такой, весьма популярный, тактический прием истребителей, как атака со стороны солнца. Солнце - это хорошо, но лучше кроме традиционных выстреливаемых и буксируемых  инфракрасных и радиолокационных ловушек иметь ещё для ближнего боя прожекторные помехи в видимом диапазоне и лазерные. Далее, для защиты от лазерного излучения - ракеты постановщики дымовых завес как видимом так и инфракрасном диапазоне (например, на основе четыреххлористого титана).

III. Оружие для поражения наземных целей.

Важным элементом атаки бомбардировщиком или штурмовиком наземных целей является "боевой курс". Его надо держать на цель при ракетной атаке пока головка самонаведения не произведет захват, а при бомбовой надо точно пролететь над целью. При одном заходе поражается только одна цель. Кроме того первый проход как правило используется для разведки. Но есть интересное исключение. Американцы установили 105 мм гаубицу на транспортном самолете для стрельбы с борта через открытый боковой люк, как на старинных парусных судах. В боевых действиях на Гренаде он показал хорошую эффективность. Но мощность, точность и дальность 105 мм снаряда явна недостаточна, хотя идея интересная. Можно было бы использовать конструктивную схему как у подводной ракетоносной лодки - с вертикальными шахтами, но при её реализации возникает масса проблем. В фюзеляже необходимо найти место под капсулы шахт. Нужна система открывающихся люков как вверху так и внизу для обеспечения безоткатного старта. Нужна защита обшивки самолета от воздействия газов стартующей ракеты. А на саму ракету в момент старта действует набегающий боковой воздушный поток, причём поскольку в момент старта ракета выходит из шахты сравнительно с небольшой скоростью, он вначале воздействует только на головную часть, т.е. возникает изгибающий, опрокидывающий момент, заклинивающий ракету в шахте, да и уже в свободном полете действие бокового потока неблагоприятно сказывается на точность стрельбы.

Итак есть проблема. Для поражения наземных объектов прикрытых сильным ПВО нужно оружие, способное поражать цели не только по курсу, но расположенные и сбоку и сзади. И не одну, а все в полосе в несколько километров за один заход. Для этой цели предлагается трехуровневое, в зависимости от степени использования аппаратуры и соответственно цены, оружие. Но прежде стоит остановиться на приборах разведки и наведения оружия. Без них оружие теряет всякий смысл. О РЛС ММД с широким диапазоном сканирования, РЛС засечки РЛС средств ПВО противника, ОЭБ переднего обзора и на "истребителе" уже было сказано. Но для успешного использования предлагаемого оружия необходимо ещё иметь приборы метеорологической разведки: определение направления и силы ветра, температуры, давления от высоты рейдера и ниже, до земли, а также мощную и надежную ЭВМ для баллистических и аэродинамических расчетов (по данным приборов) обеспечения точности применения оружия.

Оружие первого уровня. Наиболее насыщенное приборами и самое дорогое. За основу берется ракета класса "воздух-земля", например, американская AGM-64 "Мейверик" с телевизионной ГСН или противорадиолокационная AGM-88 HARM, но к ней добавляется  стартовый модуль. Система работает следующим образом. Вначале происходит захват цели приборами разведки рейдера и по их показаниям, по проводам стартового модуля, производиться управление полетом ракеты, пока не произойдет захват цели ГСН ракеты. При этом стартовый модуль выполняет следующие функции:

- передачу команд управления по проводам, как у некоторых ПТУРов, торпед и зенитных ракет (правда в последнем случае используется оптико-волоконный кабель, но на всю дальность полета);

- позволяет определять координаты ракеты оптико-электронными блоками (в основном используется, установленный на "истребителе") благодаря наличию на модуле специальных трассеров;

- производит быстрый разворот ракеты на цель (вбок, назад) с помощью специальных аэродинамических плоскостей и двигателей.

Использование приборов метеоразведки не требуется.

Оружие второго уровня, промежуточного. За основу берется  ракета сравнительно большого калибра, где-то 200-300 мм, с инерциальной системой наведения и смешанной траекторией полета. Ракета имеет небольшое складное решетчатое крыло. Поэтому ракета летит не как крылатая, а по полубаллистической траектории. Компромисс. У чисто баллистической ракеты больше точность, но меньше дальность, чем у крылатой, и наоборот. Решетчатое крыло - это тоже компромисс. У него более низкое, нежели у монопланных, аэродинамическое качество при дозвуковых скоростях полета, но при одинаковой подъемной силе они значительно легче монопланноных: в 4-6 раз для крыльев  со сплошным сечением и в 2-3 раза – для имеющих облегченные (полые) сечения. И это ещё не все. У монопланных крыльев при больших углах атаки (20-30o) происходит срыв воздушного потока и как следствие - резкое уменьшение подъемной силы. Соответствующим образом изогнутые планы решетки позволяют достичь безотрывного обтекания до 40 и даже 50 градусов. Они более технологичны и дешевы в серийном производстве. Боевая часть в основном кассетная. Возможно применение управляемых суббоеприпасов. Используется аналогичный стартовый модуль. Только эволюции более сложные. Вначале с помощью крыла производиться набор высоты с одновременным гашением горизонтальной скорости до определенного предела (реализация принципа вред на пользу). Затем с малым радиусом разворота и быстро - ориентация на цель (в бок, назад) и разгон маршевым двигателем. Необходимо использование приборов метеоразведки и более тщательный контроль положения ракеты при ориентации на цель с помощью ОЭБ на "истребителе".

Оружие третьего уровня, дешевое. Основа - авиабомба со складным решетчатым крылом. Имеются аэродинамические рули, которые приводятся в действие только один раз - перед сбросом с помощью пиросистемы. Благодаря аэродинамическим поверхностям и рулям, отклоненным  перед сбросом на определенный угол, бомба может лететь не только вниз и вперед (по баллистической траектории), но и в бок, т.е. цели поражаются не только строго по курсу, а в полосе, ширина  которой зависит от требуемой точности и высоты полета. Использование приборов метеоразведки, в сочетании с баллистическими и аэродинамическими расчетами на ЭВМ, является решающим в точности попадания в цель.

Оружие всех уровней крепиться к рейдеру, как обычное, на пилонах крыла и фюзеляжа.

IV. Тактическое использование.

Рейдер очень солидно оснащен современной аппаратурой разведки и наведения оружия. Причем аппаратура позволяет вести круговую разведку. Правда при этом приходиться снижать боевую нагрузку на вес аппаратуры.

При обнаружении цели рейдер может сразу, в автоматическом режиме, атаковать цель, не теряя время на "боевой курс". При атаке цели, защищенной мощной ПВО, рейдер может двигаться по кругу, атакуя сбоку. С позиции противника это плохо: во-первых, по эффекту Доплера трудно засечь объект двигающийся по кругу (расстояние от объекта до РЛС не меняется, правда действует поперечный эффект Доплера, но он значительно слабее), во-вторых, при атаке ракетой её траектория движения и рейдера будут перпендикулярны, а начальная дальность достаточна велика, что позволит рейдеру без особого труда уйти от атаки. Кроме того, после засечки цели, рейдер может уйти на низкие высоты, т.е. в зону вне видимости РЛС ПВО, и двигаясь по кругу вести огонь оружием "второго уровня" "с закрытых позиций" или оружием "первого" уровня используя связь по проводам как перископ. В любом случае возможность ведения огня не только вперед, но и бок и назад позволяет меньше времени находиться под огнем противника и атаковать сразу несколько целей в полосе в несколько километров. Наличие "активной" противоракетной обороны в с сочетании с мощной системой помех позволяет рассчитывать на более меньшие потери от огня средств ПВО, чем у обычных бомбардировщиков и штурмовиков. При ведения боя с воздушным противником ему не надо вести позиционную борьбу за выбор удобной позиции, захода "в хвост" и т.д., так как может его успешно атаковать с любой позиции. Маневр огнем - вместо маневра самолета. А противоракетная оборона рейдера эффективна также против ракет класса "воздух-воздух".

V. Планер. Компоновка.

Планер выполнен по схеме "утка". В носовой части планера крепиться небольшое крыло с рулями тангажа и рысканья. Основное крыло, верхнеплан, смещено назад. На хвосте, в месте шарнирного крепления основания "истребителя", для повышения путевой устойчивости использован небольшой кольцевой решетчатый стабилизатор, который по совместительству выполняет функцию силового шпангоута. Компрессоры и двигатели располагаются в мотогондолах на крыле, на его верхней плоскости и ближе к передней кромке. Причем оба компрессора находятся внутри, а двигатели по краям. Такая схема удобна для обслуживания двигательной установки, защищает от флаттера и экранирует тепловое излучение крылом. Причем более холодный газовый поток от двигателей экранирует с боков более горячий от компрессоров. Рейдер имеет бронирование, встроенное в силовой, несущий каркас планера, на основе композиционных материалов (КМ). Поскольку соединение деталей, выполненных из разных материалов, затруднено, а изготовление монолитной керамики больших габаритов сложно технологически, для рейдера предлагается следующий КМ: связующее - алюминий, заполнители - кристаллы окислов алюминия, располагаемые ближе к наружной поверхности, и высокопрочные волокна, располагаемые ближе к внутренней. Бронируется кабина, силовая установка и другие жизненно важные узлы. Применена система повышения живучести: дублирование систем, средства пожаротушения и т.д. Шасси с передней стойкой. Экипаж два человека. Летчик и оператор. Предположительные характеристики рейдера. Максимальная скорость 700 км/час. Практический потолок 10 000 м. Радиус действия 400-700 км. Максимальный взлетный вес 19 тс. Боевая нагрузка 4 тн. Рейдер по сравнению с AV-88 "Харриер-2+" при равной боевой нагрузке имеет больший взлетной вес и меньший радиус действия из-за "солидного" оснащения аппаратурой.

Рейдер это лишь один элемент армейского авиационного комплекса. В его составе предполагается иметь и другую НЕТРАДИЦИОННУЮ авиационную технику. Например, пилотируемый "Охотник". Самолет предназначенный для решения задач армейского ПВО. Для "охоты" на боевые вертолеты, штурмовики, безпилотные летательные аппараты и крылатые ракеты. Вторая  его главная задача - роль переднего авианаводчика.

Особая роль отводиться легким безпилотным летательным аппаратам-роботам, которые непосредственно будут стоять на вооружении сухопутных войск, в дополнение к орудиям, но будут иметь существенно большую дальность и мощность, эффективность огня. Но все это - тема уже другого разговора.

8 июля 2001 г.

    Литература.

1. "Зарубежное военное обозрение", жн., 1979-2001 г., М, Красная звезда

2. С.Белоцерковский. В.Фролов. В.Засимов, Решетчатые крылья, Наука и жизнь, жн., № 1, 1987 г.

3. "Самолеты ОКБ имени С.В. Ильюшина" под ред. Новожилова Г.В., М, Машиностроение, 1990 г.

4. Р.И. Виноградов., А.Н. Пономарев, Развитие самолетов мира, М, Машиностроение, 1991 г.

5. "Оружие победы"  под  ред.  Новикова В.Н., М, Машиностроение, 1987 г.

6. "Техника-молодежи", жн., № 11, 1990 г.

7. Болотин Д.Н. Советское стрелковое оружие, М, Военное издательство, 1990 г.

8. Чурбашев Е.Р. Внутренняя баллистика, Л, 1975

9. Шапиро Я.М. Внешняя баллистика, 1946 г.

10. Сергеев М.М. Теория дульных тормозов, 1939 г.

11. Баум Ф.А.,  Станюкович К.П., Шехтер Б.И. Физика взрыва, М, Физматгиз, 1959 г.

 

Эта статья в формате Word   https://bukren.my1.ru/Ware/rider.doc

 

Категория: Оружие | Добавил: bukren (03.09.2021)
Просмотров: 19 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar