В начало статьи
Другим направлением совершенствования ракеты "Томахок" является введение в систему управления курсовых девиаций, позволяющих регулировать время подлета к цели. Управление времени подлета в назначенный район значительно приближает ударные возможности крылатых ракет к возможностям пилотируемых аппаратов. В 1994 году в специальном докладе комитета по делам вооруженных сил сената США было предложено создание усовершенствованной крылатой ракеты "Томахок" Block-4. В этой ракете предусмотрена возможность перенацеливания ракеты в полете, установка пассивной тепловизионной системе самонаведения и лазерного локатора на двухокиси углерода. Последний дает возможность осуществлять селекцию неподвижных целей, навигационное обеспечение и коррекцию скорости. По мнению специалистов, это позволит в значительной степени снизить отрицательное воздействие помех, возникающих при работе высотомеров, особенно в высокогорной местности и местности с неярко выраженным рельефом, а также повысить точность попадания. Кроме того, планируется установить на ракете видеокамеру переднего обзора и систему передачи видеоизображения, аналогичную устанавливаемой на спутниках наблюдения, которая позволит осуществлять связь между ракетой и самолетом наведения. Система самонаведения будет включаться за 3 км от цели, обнаруживать ее по видимому изображению и инфракрасном диапазоне, в том числе в условиях радиоэлектронного противодействия, сравнивать полученное изображение с хранящимся в бортовом вычислителе, и поражать ее с точностью, которая, по мнению американских военных специалистов, в несколько раз превзойдет точность ракеты модификации Block-3. Оператор системы управления оружием на флагманском командном пункте будет иметь возможность по радиолинии передачи видеоданных с использованием аппаратуры контейнерного типа AN/AWW-13 и совместимой с ней дециметровой линии связи, работающей через ретранслятор (спутник, самолет или беспилотный летательный аппарат), получать изображение цели, захваченной системой наведения, и в зависимости от степени ее поражения в предыдущих ударах по решению руководителя операции перенацеливать ракету. Функционирующая вплоть до момента подрыва боевой части система передачи видеоданных позволит достоверно и в реальном масштабе времени оценивать результаты нанесения удара и сократить число ракет, необходимых для выполнения типовой задачи, с 30 до 18. Передача на борт ракеты внешней информации, от которой ранее отказывались ввиду возможного противодействия противника, станет реальной после проведения специальных мероприятий по повышению криптографической стойкости аппаратуры связи. Новая боевая система управления позволит, по мнению разработчиков, существенно повысить тактическую гибкость крылатой ракеты, значительно сократив время подготовки удара, и обеспечит возможность ее многоцелевого применения. Наряду с совершенствованием универсальной боевой части, предназначенной для поражения морских и наземных целей, в том числе малоразмерных, американские компании "Макдоннелл Дуглас" и "Хьюз" в инициативном порядке проводят работы по созданию для ракет "Томахок" новой боевой части проникающего типа ATAR, которая предназначена для поражения заглубленных высокозащищенных целей. Она оснащена твердотопливным ускорителем и будет выстреливаться из ракеты в цель с близкого расстояния со скоростью 650 км/час. Дальность полета ракеты будет увеличена до 3200 км и более за счет применения турбовинтовентиляторного двигателя с двумя соосными винтами фиксированного шага с противоположным вращением. Модернизация системы планирования для ракет модификации Block 4 предполагает разработку универсальной электронной базы данных о возможных целях, каждая из которых занимает 100-400 Кбит оперативной памяти и может быть введена в боевую систему управления практически мгновенно, в том числе в процессе перенацеливания в полете. В результате этих работ время реагирования системы планирования удара на аппаратном уровне (с соответствующими автоматизированными линиями передачи данных) будет увязано с составлением общего плана боевых действий на ТВД. Модернизация этой системы проводиться на основе применения высокопроизводительных компьютеров последнего поколения. Вводиться автоматическая оптимизация маршрута по соотношению возможных потерь крылатых ракет от зенитного огня противника и столкновения с неровностями рельефа при полете на сверхмалых высотах (с учетом радиоэлектронной обстановки). Планируется расширить возможности использования крылатой ракеты "Томахок". Американская фирма "Хьюз" по системе оружия TSTAR, предназначенной для огневой поддержки с моря действующих на берегу подразделений морской пехоты и сухопутных войск. В ее состав войдут ракеты "Томахок" TSTAR, оснащенные кассетами высокоточных самонаводящихся противотанковых боеприпасов, в том числе типа BAT, а также беспилотные разведывательные летательные аппараты и самолеты E-8 системы JSTAR. При этом предусматривается пуск ракет с морского носителя, их наведение в район сосредоточения бронированных целей с использованием бортовых средств и выдача целеуказания самолетам E-8, которые в реальном масштабе времени получают информацию о местоположении замаскированных и движущихся танков от беспилотных летательных аппаратов, оснащенных средствами автоматического обнаружения и наведения. 1.2.3. Крылатая тактическая ракета AGM-84H SLAM-ER Авиационная крылатая ракета AGM-84H SLAM-ER ( Standoff Land Attack Missile Expanded Response) предназначена для поражения надводных кораблей в море и в местах стоянки, а также малых сильнозащищенных наземных целей без захода в зону действия ПВО противника. Основными носителями ракет SLAM-ER являются самолеты палубной авиации F/A-18C/D Hornet(F/A-18E/F Super Hornet). Фирмой Boeing разработан вариант использования в корабельных ракетных комплексах, а также с самолетов наземного базирования. Принята на вооружение летом 1999 года. SLAM-ER - результат последовательной модернизации крылатых ракет предыдущего поколения Harpoon, SLAM. Ракета SLAM-ER имеет обычную аэродинамическую схему с низким расположением крыла малой толщины, что обеспечивает повышение коэффициента аэродинамического качества и, как следствие, увеличение дальности полета с высокой дозвуковой скоростью. Ракета снабжена турбореактивным двигателем Teledyne Turdbojet +, в корабельном варианте комплектуется твердотопливным ускорителем. В конструкции ракеты заимствована часть узлов и элементов от ракеты SLAM. Для увеличения эффективности действия против бронированных целей используется улучшенная боеголовка. Как вариант ракета может оснащаться кассетной боевой частью, укомплектованной самонаводящимися боевыми элементами "BAT", которые могут разводиться на расстояние 500-1000 м от точки прицеливания. В состав системы управления ракеты входит система спутниковой навигации, во время полета датчик системы контроля местонахождения GPS (Global Positioning System) постоянно корректирует данные инерциальной подсистемы управления SLAM-ER. Это гарантирует высокую точность наведения ракеты в точку прицеливания. Система управления SLAM-ER позволяет пилоту самолета-носителя точно знать траекторию в течение всего полета ракеты. Канал связи используется и для передачи информации о цели самолету наведения. Главная особенность системы SLAM-ER заключается в так называемой Стоп-кадровом обновлении местоположения цели (Stop-Motion Aimpoint Update), она позволяет оператору управления отслеживать цель на устройстве отображения информации в кабине экипажа, обеспечивает точное целеуказание и выдачу команды на поражение. Этот уникальный способ наведения позволяет поразить даже те цели, которые не видимы в инфракрасном диапазоне. Такая система имеет существенные преимущества перед другими типами ракет такого же класса. Просмотр изображения цели в реальном масштабе времени позволяет лучше опознавать цель, улучшить поражающий эффект и в случае необходимости осуществить перенацеливание, а также быть непосредственно уверенным в успешном выполнении задания. SLAM-ER+ это первая в США система оружия, включающая систему Автоматического Захвата Цели - ATA (Automatic Target Acquisition), разработку фирмы Boeing Phantom Works. ATA использует алгоритм сопоставления шаблона фотоизображения цели с изображением, даваемым ИК датчиком. Данная система проводит сравнение и вырабатывает соответствующие команды для системы управления ракеты. Таким способом, SLAM-ER+ обеспечивает достаточно надежную селекцию целей без помощи пилота, хотя последний имеет возможность перенастроить ATA и выбрать альтернативную цель, даже если цель уже находится на экране, или уже уничтожена. Предполагается, что ATA позволит значительно расширить возможности SLAM-ER. 1.2.4. Перспективная крылатая ракета AGM-158 JASSM. Ракета построена по нормальной аэродинамической схеме: низкоплан со складывающимся крылом, оборудованным элевонами. Ракета выполнена с применением элементов "стелс". В составе комбинированной системы наведения наряду с тепловизионной ГСН, работающей на конечном участке наведения, используются инерциальная система управления с коррекцией по данным КРНС NAVSTAR и программно-аппаратные средства автономного распознавания целей. В зависимости от типа цели будет применяться кассетная или унитарная БЧ. Основная задача, которая ставиться перед крылатыми ракетами - завоевание превосходства в воздухе путем вывода из строя всех аэродромов, радиолокационных станций наведения, комплексов ЗРК, способных поражать цели на высотах выше 3,5 км, а также нарушение управления войсками путем вывода из строя штабов и пунктов управления, институтов государственного управления. 1.3. Вторая волна - "работа" авиации с использованием высокоточного оружия. Второй этап. "Работа" авиации с высот более 3,5 км. Вне досягаемости переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК), малокалиберной зенитной артиллерии, например, ЗСУ-23-4 "Шилко", некоторых самоходных зенитных ракетно-артиллеристских комплексов, например, 2К22 "Тунгустка". 1.3.1. Какие самолеты используются в США в качестве носителя высокоточного оружия в "полицейских" операциях? "Старички": Согласно решению, принятому Конгрессом США, 66 самолетов В-52Н будут состоять на вооружении ВВС США до 2030 г. Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме со стреловидным высокорасположенным крылом большого удлинения и стреловидным вертикальным оперением. Максимальный вес обычных свободнопадающих бомб, который может взять В-52Н, 22680 кг. В рамках программы СЕМ (Conventional Enhancement Modification - проведена доработка самолета для использования им высокоточного оружия: КР AGM-86С, AGM-142 "Рэптор", AGM-130, малозаметными КР JASSM, управляемых авиабомб (УАБ) проектов JDAM и JSOW. F-111 (модификаций E и F) широко применялся в январе-феврале 1991 г. во время операции "Буря в пустыни" в Ираке для нанесения ударов по иракским стратегическим и тактическим целям. Было сброшено более 4500 УАБ, включая GBU-15 и GBU-28. Вооружение состоит из одной 20-мм шестиствольной пушки М61А1 Вулкан с 2028 патронами. Боевая нагрузка 13600 кг на 6 узлах подвески, в том числе: бомбы с лазерным наведением Paveway, УАБ GBU-15, GBU-28 До 12 УР воздух-земля AGM-65 Maveric. В локальных конфликтах в качестве носителей высокоточного оружия широко используются штурмовики F/A-18 палубной авиации. Типовое авиакрыло в настоящее время включает: 36 истребителей-штурмовиков F/A-18С/D "Хорнет". С 2001 года на вооружение (вместо F-14 "Томкэт") поступает самолет F/A-18 "Супер Хорнет" в модификациях Е (одноместный) и F (двухместный) с увеличенными полезной нагрузкой и радиусом действия. Создание истребителя-штурмовика "Супер Хорнет" имеет целью компенсировать те потери, которая понесла палубная авиация со снятием с вооружения штурмовиков А-6Е "Интрудер", поскольку пришедший ему на смену F/A-18С при всех его плюсах уступает "Интрудеру" по таким характеристикам, как радиус действия, боевая нагрузка, всепогодность. На 11 узлах подвески F/A-18E/F может быть размещена боевая нагрузка свыше 8000 кг. Благодаря трем подвесным бакам емкостью 1800 л (у F/A-18С/D 1250 л) радиус действия вырос на 40-50%. Перевооружение самолетами "Супер Хорнет" продлиться как минимум до 2010 года. ' - по данным интернета http://www.airwar.ru/enc/fighter/f18c.html http://www.airwar.ru/enc/fighter/f18ef.html Малозаметный дозвуковой истребитель F-117A, выполненный по технологии "стелс", также широко использовался в последних конфликтах. Истребитель F-117A представляет собой одноместный двухдвигательный самолет, построенный по схеме "летающее крыло" с V-образным хвостовым оперением. Специальные формы самолета и радиопоглощающие покрытия позволило снизить эффективную поверхность рассеяния (ЭПР). В итоге ЭПР самолета F-117 при облучении с фронтальных и хвостовых ракурсов снижена до 0,1-0,01 м2, что примерно в 100-200 раз меньше, чем у обычного самолета близких размеров, но с других ракурсов она может достигать 1 м2. Существенно снижена также заметность в видимом и инфракрасном диапазонов. Несмотря на все эти меры, тем не менее, F-117A в Югославии смогли сбить даже старые армейские российские ЗРК. Ну, а для комплексов С-300 и С-400 F-117A вообще не проблема. Необычные формы отрицательно сказались на аэродинамику машины. Главные проблемы: плохое аэродинамическое качество при взлете-посадке и крейсерской скорости, а также не обеспечивается приемлемый уровень искусственной устойчивости и управляемости. Боевая нагрузка - 2270 кг, УР AGM-88 HARM, AGM-65 Maveric, AGM-137, AGM-154, GBU-10, GBU-12, GBU-27 или BLU-109, GBU-30 (31,32) JDAM В качестве основных сухопутных "рабочих лошадок" в последних войнах использовались многоцелевые истребители F-16 и F-15E. F-15E - более мощный, несет больше вооружения, как по весу, так и по качеству, оснащен более современной, эффективной аппаратурой. F-16 - проще, дешевле, легче, но соответственно - более массовый истребитель. F-15E, имея более внушительную боевую нагрузку, больший радиус действия и современную "солидную" аппаратуру, используется для уничтожения наиболее важных и малоразмерных целей: РЛС, ЗРК, штабов, ПУ УР "земля-земля" и т.п., особенно ночью, когда аппаратура других самолетов не достаточно эффективна. F-15E имеет малую нагрузку на крыло, двухдвигательную силовую установку и двухкилевое хвостовое оперение. Вооружение включает в себя: одну 20-мм шестиствольную пушку М61А1 с 940 снарядами. Боевая нагрузка - 7250 кг на 9 внешних подвесках. Возможна установка: УР AGM-65 Maverick, ПРР AGM-88 HARM, УАБ AGM-130, GBU-10 Paveway II, GBU-10 Paveway II, GBU-12, GBU-15, GBU-28, GBU-24 Paveway III и др. Самолет F-16 имеет много модификаций. В последних конфликтах использовались модификации в основном C и D, Block 40 и 50. Самолет выполнен по схеме моноплан со среднерасположенным крылом, имеет один киль и двигатель. Самолет по сравнению с F-15 более легкий, оснащен более слабой аппаратурой и соответственно более дешевый и массовый. Вооружение: Одна шестиствольная пушка General Electric M61A1 Vulcan (515 снарядов). Боевая нагрузка 5440 кг на 9 узлах подвески. УР AGM-65 Maverick и AGM-88 HARM, УАБ GBU-10, GBU-12, AGM-145A/B JSOW, "Paveway"II/III и др. Вначале "добиваются", после удара крылатыми ракетами, аэродромы и средства ПВО - то, что представляет реальную угрозу для авиации. Как только включиться в работу любая РЛС противника, координаты ее сразу засекаются, ставятся помехи и на нее наводиться авиация, которая ракетами, с большого расстояния уничтожает РЛС и прилегающие к ней объекты (ЗРК). А затем безнаказанно, как в тире, планомерно уничтожаются войска и "вбомбляется в каменный век экономика страны". Зачем нужно на этом этапе высокоточное оружие? Главное эффективность и быстрота поражения объектов поставленные на поток. Блицкриг. Затяжная война не приемлема не с экономической и тем более не с политической точки зрения. Вызовет большие жертвы - причем с обоих сторон. "Янкиленд" нахлебалась досыта всем этим во время вьетнамской войны. Применение высокоточного оружие позволило перейти к одновременным действиям небольших групп самолетов по большому количеству объектов. Согласно расчетам американских экспертов, количество самолето-вылетов, необходимое для поражения одних и тех же малоразмерных объектов, сокращается в 4-5 раз по сравнению с применением неуправляемых средств поражения. 1.3.2. Управляемые авиабомбы (УАБ). Классический пример вьетнамской войны, который приводят, когда говорят о эффективности высокоточного оружия. Восемь самолетов F-4D четырьмя управляемыми бомбами "Уоллай" разрушили с первого вылета мост через реку Ялудзян. Причем удары по нему наносился и ранее, на что было потрачено более 4000 обычных фугасных бомб и неуправляемых ракет (общий вес до 2000 т), около 900 боевых самолетов-вылетов (потери составили 11 самолетов), но он продолжал функционировать. При равной с управляемой ракетой (УР) массе и отсутствия двигателей и топлива, УАБ могут иметь более мощные боевые части, в том числе и кассетные, сохраняя повышенную точность бомбометания. Так, если у авиационных управляемых ракет отношение массы боевой части к стартовой массе составляет 0,2 - 0,5, то для УАБ оно примерно равно 0,7 - 0,9. Занимают промежуточное место между УР и обычными бомбами по стоимости. Рубежи возможных прицельных сбросов планирующих УАБ с больших высот могут достигать 60-70 км (до 65 км у AGM-62A "Уоллай-2"), что уступает рубежам пуска лишь некоторым тактическим УР. Это делает УАБ основным высокоточным оружием тактической авиации. Если доля использования УАБ во Вьетнаме и в Юго-Восточной Азии не превышала 1%, то в войне 2003 г. в Ираке эта доля составила уже 70%. Первая планирующая УАБ PC-1400Х ("Фриц X") с радиокомандным управлением была создана еще в фашисткой Германии. Наиболее простыми и дешевыми оказались УАБ с полуактивной лазерной системой наведения, создаваемые на базе боевых частей штатных фугасных, осколочно-фугасных и кассетных авиабомб и оснащаемые комплектами аппаратуры управления и наведения типа KMU, а также несущими поверхностями. Использование обычных авиабомб в качестве БЧ УАБ позволило сделать этот вид оружия массовым, а модернизацию и эксплуатацию несложной и недорогой. Конструктивно бомбы, создаваемые по этим программам, практически одинаковы: передний отсек со стандартным лазерным флюгерным координатором цели, блоком наведения, блоком управления с источником питания, рулями и приводом рулей; боевая часть штатной бомбы; хвостовая часть с аэродинамическими поверхностями. Рули, хвостовые аэродинамические поверхности элементов конструкции, сопрягаемые с БЧ, отличаются друг от друга размерами в зависимости от калибра. Все остальные элементы системы комплектов идентичны. УАБ имеет аэродинамическую схему "утка" и общую с обычными авиабомбами систему подвески на носитель. Обнаруженная оператором цель облучается (подсвечивается) лучом лазера с обеспечивающего самолета, самолета-носителя или с наземного пункта. Отраженная от цели лазерная энергия распространяется в пространстве в соответствии с диаграммой обратного рассеивания. После сброса с самолета-носителя, пилот которого осуществляет прицеливание так же, как и при бомбометании неуправляемыми бомбами, УАБ некоторое время летит без захвата лазерного излучения, отраженного от цели, по обычной баллистической траектории. Флюгерный лазерный координатор цели (ФЛКЦ) ориентирует ось чувствительности лазерного приемника излучения по вектору скорости бомбы. После того как отраженная лазерная энергия попадет в поле зрения ФЛКЦ, система управления УАБ отклоняет рули таким образом, чтобы движение бомбы осуществлялось по вектору дальности цели. В этом случае вектор скорости бомбы и направление, с которого приходит отраженное лазерное излучение, должны совпадать. Различные возмущения - турбулентность атмосферы, неточность углового сопровождения обеспечивающим самолетом - приводят к колебаниям УАБ относительно линии дальности и в значительной степени корректируются системой управления. GBU-10 Mk13/20 GBU-12 GBU-16 Построенные по такому принципу УАБ серии "Пейвуэй-1" (GBU-10, GBU-11 и GBU-12) ограниченно применялись во время войны во Вьетнаме. Простота обслуживания, небольшая стоимость и высокая точность наведения делали данное оружие жизнеспособным. К недостаткам можно отнести большую нижнюю границу высот боевого применения (как правило, бомбометание с горизонтального полета требовало высоты более 1,5 км, с пикирования УАБ применялись с 1,8 - 2,2 км), что объяснялось особенностями метода наведения и необходимостью лазерной подсветки цели, вплоть до момента подрыва БЧ. Это существенно связывало действия носителя, делало его уязвимым для средств ПВО. Кроме того, было сложно обеспечить одновременное наведение нескольких УАБ на расположенные рядом цели, так как относительно большое поле зрения ФЛКЦ приводило к захвату бомбой "чужой" цели и срыву выполнения задачи. GBU-12 Основные ТТХ управляемых авиационных бомб Частичное устранение этих недостатков оказалось возможным в УАБ серии "Пейвуэй-2" второго поколения: GBU-12 D/B, GBU-16 В/В, GBU-10 E/B, Мк 13/18. Основное отличие систем наведения этих авиабомб состоит в том, что в ФЛКЦ используется обработка принимаемого лазерного излучения в кодирующем устройстве. Оно синхронизирует работу системы наведения с конкретным целеуказателем. В таком случае исключается наведение УАБ на "чужой" отраженный сигнал лазерного целеуказателя и в процессе групповой атаки нескольких носителей не происходит наведения нескольких УАБ на одну и ту же цель. Кроме того, ФЛКЦ с помощью кодирующего устройства перестает принимать ложные лазерные пятна, создаваемые противником, повышая устойчивость УАБ к оптико-электронному противодействию. Комплекты KMU серии "Пейвуэй-2" имеют складывающееся крыло, что улучшает управляемость бомбы, снижает минимальную высоту сброса, увеличивает максимальную дальность полета и упрощает размещение на носителе. Зарубежные специалисты отмечают повышение точности наведения УАБ этой серии за счет использования в системе наведения более совершенного приемника лазерного луча и микропроцессора. Вместе с тем были выявлены отдельные недостатки. Низкая облачность и дым затрудняла подсветку целей и не позволяла в ряде случаев эффективно применять УАБ. AGM-123 GBU-24 Другое направление развития УАБ - создание авиабомбы специальной конструкции, не ориентированной на массовое использование готовых частей и использующей телевизионный координатор цели (ТВКЦ). Первая телеуправляемая бомба AGM-62 "Уоллай-1" была принята на вооружение в 1966 году. ТВКЦ позволял обнаружить цель, захватить ее на автосопровождение, затем происходил сброс бомбы. Дальнейшая связь самолета-носителя с УАБ прекращалась, он мог выполнять любые маневры, а бомба в автономном режиме наводилась на цель. Впервые американская авиация применила УАБ "Уоллай-1" в 1967 году во Вьетнаме. Точность попадания в цель оказалась очень высокой, во время налета на военный городок бомбы попадали прямо в окна казарм. Было разрушено несколько важных мостов и ханойская электростанция, прикрываемая сильной ПВО. УАБ "Уоллай" имеет элевонную аэродинамическую схему и осколочно-фугасную боевую часть. ТВКЦ обеспечивает наведение бомбы на оптически контрастные объекты, выбор и идентификация которых производятся оператором. AGM-62 В последующих модификациях этой УАБ были увеличены масса боевой части и размах крыла, а также повышены аэродинамические качества, что обеспечило дальность ее полета до 65 км (при сбросе с 9000 м на дозвуковой скорости). В отличие от лазерных бомб, у которых движение к цели происходит по крутым, отвесным траекториям, УАБ типа "Уоллай" с развитой аэродинамикой лучше управляются, осуществляют планирующее снижение к цели, поэтому иногда их называют планирующими. Вторая модификация - AGM-62A "Уоллай-2" - была оснащена телевизионно-командной системой наведения, позволяющей экипажу производить бомбометание по целям с известными координатами при отсутствии визуального контакта с ними. Наведение УАБ осуществляет оператор по радиолинии управления. Источником информации для выработки команд служит телеизображение, которое транслируется с авиабомбы на борт носителя. После сброса УАБ самолет может менять курс, при этом оператор продолжает управлять бомбой вплоть до попадания ее в цель. Ориентируясь по хорошо видимым объектам, он в состоянии наводить УАБ на замаскированные и неконтрастные цели, поскольку при приближении к ним улучшается разрешающая способность системы, а плохая видимость между бомбой и носителем (например, облака) не мешает процессу наведения. Большая дальность планирования AGM-62A дает возможность применять их без захода в зону ПВО цели. Наведение УАБ с другого носителя позволяет паре самолетов сбросить четыре бомбы в одном заходе и выполнять различные тактические приемы. Следует отметить, что достоинства ТВКЦ использовались не только в УАБ специальной конструкции, но и в созданных (на базе штатных) неуправляемых авиабомбах GBU-8 и GBU-9. Однако возможность оптимизации аэродинамики делает УАБ специальной конструкции совершенно непохожими на авиабомбы с ФЛКЦ как по внешнему виду, так и по боевым качествам. УАБ с большой дальностью планирования и телевизионно-командной системой наведения могут применяться по сильнозащищенным целям, когда носитель не входит в зону действия их зенитных средств, или по групповым объектам с системой ПВО, не допускающей выполнения нескольких заходов на цель. GBU-8 С 70-х годов в США началось создание управляемых авиабомб модульной конструкции в рамках проекта "Хобос", который предусматривал разработку УАБ, имеющих около 80% одинаковых элементов конструкции и сменных модулей - телевизионной или тепловизионной головки самонаведения (ТВГСН или ТПВГСН соответственно) и различных боевых частей (Мк84 калибра 2000 фунтов, M118 калибра 3000 фунтов и кассетной типа SUU-54 с 1800 поражающими элементами). В соответствии с программой фирмы "Рокуэлл интернешнл" и "Хьюз" вели работу над УАБ: с крестообразным крылом (первоначально назывался GBU-15(V)CWW) и с плоским раскрывающимся крылом (GBU-15(V)PWW). Первый предназначен для применения с малых и средних высот на дальности до 50 км, второй - с больших высот при дальности планирования до 70 км. Впоследствии варианты получили обозначения GBU-15 и GBU-20 соответственно. GBU-15 В управляемых бомбах модульной конструкции используются шесть основных элементов: боевая часть, комплект аэродинамических поверхностей, система наведения, система управления, переходник и блок связи. Основным элементом является БЧ, которая представляет собой обычную бомбу Мк84 или бомбовые кассеты SUU-54 либо CBU-75. С помощью переходников на корпус боевой части устанавливаются аэродинамические поверхности, носовой (с аппаратурой системы наведения) и хвостовой (система управления) отсеки. В зависимости от условий боевого применения и типа цели из модулей может быть собран оптимальный вариант боеприпаса, обладающего наибольшей эффективностью. Типовой является телевизионно-командная, в этом случае бомба по командам с самолета-носителя выводится в зону цели, где начинает работать ТВГСН. Изображение наблюдаемого объекта поступает на индикатор в кабине самолета, и оператор передает на бомбу команды наведения до момента поражения цели. Возможны также захват цели ТВГСН непосредственно под носителем или после участка командного управления и автономный полет УАБ в режиме самонаведения. Однако бомбометание с этой системой наведения можно проводить только днем при хорошей видимости, а для действий ночью и при неблагоприятных метеоусловиях предусматривается использовать тепловизионную головку самонаведения WGU-10/B, унифицированную с ракетой AGM-65D. В качестве недорогих альтернативных систем рассматривались также TDOA/DME с временным и дальномерным блоками, применяемая на GBU-20, радионавигационная ЛОРАН и спутниковая радионавигационная NAVSTAR. Зарубежные специалисты ищут возможности комплексирования систем различных классов для повышения точности наведения и помехоустойчивости УАБ. Предполагается использовать в УАБ с блоком, включающего в себя радиолокационный высотомер с доплеровским сужением луча. Этот блок планируется использовать совместно со штатным тепловизионной или телевизионной ГСН для обеспечения режима наведения по рельефу местности. Последний будет реализован путем измерения относительных высот местности, над которой осуществляется пролет УАБ, и их сравнения в режиме реального времени с заложенными в память бортового компьютера данными с последующей коррекцией траектории полета бомбы. По оценкам американских специалистов, это обеспечит КВО не более 3 м.
На третью страницу
Эта статья в формате Word https://bukren.my1.ru/Ware/asimm_otvet.doc
| |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 62 | |
Всего комментариев: 0 | |